Дистанционное телеобучение на базе профессиональных систем видеоконференц-связи

РезюмеДистанционное телеобучение позволяет врачам перенимать опыт специалистов ведущих федеральных медицинских центров, осваивать новые методы диагностики и лечения, быть постоянно в курсе всех новинок медицины. Кроме того, она обеспечивает проведение лекций по отдельным проблемам, представляющим интерес для конкретной клиники, позволяет ускорить внедрение новых медицинских технологий и дает возможность привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы, а обучаемого персонала от практики.

Ключевые слова:дистанционное телеобучение, видео-конференцсвязь

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2013. № 3. С. 93-95.

Время - деньги!". "Знание - сила!". Вот два девиза телемедицины. Широкое использование телемедицины - это экономия времени и финансовых средств, быстрая квалифицированная помощь пациентам и эффективное распространение современных научных знаний при обеспечении высокого качества передачи звука и видеоряда.

В телемедицине существует два основных направления: телемедицинские консультации пациентов и дистанционное телеобучение. Мы обсудим одно из них - дистанционное телеобучение.

Дистанционное телеобучение позволяет врачам перенимать опыт специалистов ведущих федеральных медицинских центров, осваивать новые методы диагностики и лечения, постоянно быть в курсе всех новинок медицины, которая сегодня развивается быстрыми темпами и требует от врача постоянного профессионального самосовершенствования.

Применение методов телемедицины в образовательном процессе придало ему качественно новое содержание и иные, прежде недоступные, возможности.

Телемедицина позволила повысить профессиональный уровень широкой массы врачей самых разных специальностей за счет удаленного, но, что очень важно, прямого общения со специалистами, интенсивного обмена современной информацией, касающейся всех областей медицинских знаний и практик.

Очень важно и то, что телемедицина - это оперативный доступ широкого круга врачей к опыту и знаниям профессионалов без отрыва от производства. Врачам удаленных регионов уже не требуется приезжать на специальные и длительные курсы лекций и циклы повышения квалификации и на продолжительное время покидать свое рабочее место. Онлайн-общение по системе видеоконференцсвязи, обеспечивающей двустороннее общение лектора и аудитории, полностью и равноценно заменило традиционные лекции, еще недавно проводимые только в привычных еще со студенческих времен аудиториях.

Это полностью не исключило традиционные очные циклы, но они становятся непродолжительными - несколько дней, 1,5-2 недели. За это время осваиваются практические навыки и новые технологии, проводятся мастер-классы, приобретается опыт работы с новой медицинской техникой.

Помимо традиционных курсов повышения квалификации телемедицина обеспечивает проведение лекций по отдельным проблемам, представляющим интерес для конкретной клиники. Схема организации предельно проста: запрос в телемедицинский центр с указанием темы лекции, имени специалиста; организация лекции сотрудниками телемедицинских центров, у которых уже сложились тесные профессиональные контакты с ведущими специалистами многих ведущих центров. Тематика может быть самой разнообразной. "Варианты ликворошунтирующих операций, показания, техника" - приглашаются сотрудники НИИ НХ РАМН. "Современные принципы лечения инсультов" - лектор будет приглашен, например, из НИИ неврологии РАМН. Но в любом случае слушатели лекции могут быть уверены: информации будет самая современная, касающаяся в том числе стандартов лечения, непременно будут вопросы, ответы, дискуссия. Подобный подход обеспечивает внедрение телемедицинских методов обучения в непрерывную систему повышения квалификации медицинских кадров.

Телеобучение подразумевает удаленное активное участие врачей в работе крупных научных собраний, где впервые озвучивается все самое передовое, новое, нередко спорное. Ни для кого не секрет, что после участия в научных сессиях у участников открывается второе дыхание, появляются новый интерес к работе, новые идеи.

Система телекоммуникационной связи резко расширила аудиторию конгрессов, научных симпозиумов и конференций. Действительно, сколько человек может делегировать на научную конференцию или школу клиническое отделение? Одного, максимум, двух специалистов. Осталь ным приходилось прежде довольствоваться рассказами коллег о научных новостях и прочтением тезисов. Теперь у врачей, не имеющих возможность по различным причинам приехать на место проведения научного собрания, появилась реальная возможность принимать участие в работе научных конференций, и не просто в виде слушателей, что тоже очень важно. Появилась возможность задать вопрос и участвовать в дискуссии.

Для повышения эффективности телеобучения и более широкого распространения этой современной технологии необходимо еще более тесное взаимодействие телемедицинских центров и всех клиник России. Информация о возможностях телемедицины должна быть доступна каждому врачу. Для полномасштабной реализации этого проекта, конечно, необходимо расширять сеть телемедицинских центров. В идеале возможностями телекоммуникационной связи должен располагать каждый стационар.

В конечном итоге повышение профессионального уровня широкой аудитории врачей напрямую связано с более эффективной диагностикой, совершенным лечением и, соответственно, улучшением здоровья населения, что сегодня в России крайне актуально.

Активно через различные информационные Интернетресурсы, создаваемые для самостоятельной работы пациента, в последние годы развивается телепросвещение пациентов. Пациент должен получать в доступной для него форме всю информацию, связанную с его заболеванием, особенностями проведения диагностических процедур и лечебных мероприятий, образом жизни при данном заболевании, рекомендации по использованию средств так называемой домашней аптечки.

Дистанционное повышение квалификации и обучение позволили ускорить внедрение новых медицинских технологий и дали возможность привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы, а обучаемого персонала от практики.

Телемедицина, в частности система телеобучения, способствуют созданию единого медицинского сообщества в рамках очень большой страны, где расстояния разъединяют.

В конечном итоге повышение профессионального уровня широкой аудитории врачей напрямую связано с более эффективной диагностикой, совершенным лечением и, соответственно, суммарно, с улучшением здоровья населения, что сегодня в России крайне актуально.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»