Эффективная стратегия лечения ожирения

Резюме

Актуальность. Методы фармакотерапии ожирения постоянно совершенствуются.

Цель исследования - изучение пищевого поведения пациентов с ожирением и применения Редуксина (сибутрамин + микрокристаллическая целлюлоза) и Редуксина в комбинации с метформином у женщин с ожирением.

Материал и методы. Под наблюдением находились 82 женщины в возрасте от 18 до 49 лет с ожирением. Все пациентки были набраны в рамках наблюдательной программы ПРИМАВЕРА. Статистический анализ проводили с использованием программ Microsoft Exсel, Statistica 7.0.

Результаты. Отмечались нарушения сбалансированности суточного рациона. Пациенток обучали в Школе коррекции избыточного веса. Лечение проводили наиболее эффективным и безопасным сибутраминсодержащим препаратом Редуксин® (сибутрамин в комбинации с микрокристаллической целлюлозой) в дозе 10 мг у 52 пациенток, 30 пациенткам с гестационным диабетом в анамнезе были назначены Редуксин® в дозе 10 мг и метформин в дозе 500 мг, с еженедельным повышением на 500 мг до 1500 мг. По итогам исследования было выявлено среднее снижение массы тела на 8,9±1,6 кг (p<0,05) и 9,7±1,5 кг (p<0,05), уменьшение окружности талии на 11,4±1,8 см (p<0,05) и 14,1±1,5 см (p<0,05) соответственно.

Заключение. Выявлены отклонения от норм потребления пищевых веществ и энергии, наиболее выраженные у пациенток с ожирением. Для оптимизации пищевого поведения с целью лечения ожирения необходима медикаментозная коррекция препаратом Редуксин®, при наличии нарушений углеводного обмена - препаратами Редуксин® и метформин. Терапия продемонстрировала эффективность и безопасность.

Ключевые слова:питание, пищевое поведение, образ жизни, физическая активность, факторы риска ожирения, обучение больных, лечение, профилактика, Редуксин®, метформин

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 51-56.

Ожирение - хроническое рецидивирующее полиэтиологическое заболевание, характеризующееся избыточным отложением жира в организме. Ожирением [индекс массы тела (ИМТ) >30 кг/м2] страдают от 9 до 57% взрослого населения развитых стран мира [1, 2]. Инсулинорезистентность приводит к развитию сахарного диабета типа 2 (СД2), ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ожирение характеризуется развитием осложнений, приводящих к ранней инвалидизации пациентов молодого возраста, снижением общей продолжительности жизни в среднем на 7-12 лет в связи с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. У лиц с ожирением относительный риск развития СД2 в 3 раза выше, чем в популяции в целом, а риск ишемической болезни сердца, гипертонической болезни - в 2-3 раза выше [1-4].

Ожирение развивается в результате превышения потребления энергии над ее расходом в организме [5]. При ожирении возникает дисбаланс нейромедиаторов, регулирующих пищевое поведение. Пищевое поведение - ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. При ожирении выделяют 3 основных типа нарушения пищевого поведения: экстернальное пищевое поведение (прием пищи неосознанно, всегда при виде пищи, "за компанию"), эмоциогенное пищевое поведение (гиперфагическая реакция на стресс, переедание для устранения психологического дискомфорта), ограничительное пищевое поведение [6]. Рациональное питание - одно из основных условий, определяющих здоровье населения [7]. Достаточного снижения массы тела с помощью диеты можно добиться не у всех больных.

Кроме того, основным элементом здорового образа жизни является физическая активность. Методы фармакотерапии ожирения постоянно совершенствуются. Препараты для лечения ожирения оказывают действие, уменьшающее потребление пищи или уменьшающее всасывание жира.

У женщин с гестационным диабетом в анамнезе применение метформина приводит к снижению риска развития СД2 на 50% [8, 9].

Цель исследования - изучить пищевое поведение пациентов с ожирением, выявить качественные и количественные характеристики рациона и режима питания, эффективность обучения, применения Редуксина [сибутрамин + микрокристаллическая целлюлоза (МКЦ)] и Редуксина в комбинации с метформином у женщин с ожирением.

Материал и методы

Под наблюдением находились 82 женщины в возрасте от 18 до 49 лет (средний возраст 29,7±5,7 года). Критерии исключения - наличие тяжелых соматических и эндокринных заболеваний. Контрольную группу составили 35 здоровых женщин. Добровольное участие в исследовании подтверждалось подписанием информированного согласия в соответствии с протоколами Good Clinical Practice (GCP).

Проводилось клиническое обследование, включавшее опрос пациенток (жалобы, анамнез), физикальное обследование по органам и системам, измерение артериального давления (АД), оценку антропометрических показателей (рост, масса тела, ИМТ, окружность талии, бедер, шеи, плеча). Исходно и после окончания терапии проводили оральный глюкозотолерантный тест с 75 г глюкозы, исследовали уровень гликированного гемоглобина. Пациенток анкетировали, используя Голландский опросник пищевого поведения [10], Опросник по оценке общего самочувствия и эмоционального благополучия пациентов (W-BQ12), Анкету переносимости лечения и регистрации нежелательных явлений (в рамках наблюдательной программы ПРИМАВЕРА), вопросы самооценки строения тела и желаемой скорости снижения массы тела (разработанные авторами данной статьи). Анализировали дневник питания, физическую активность, самоконтроль гликемии и настроения. Пищевую и энергетическую ценность рациона рассчитывали по таблице химического состава пищевых продуктов. Для оценки полученных данных использовали нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии с учетом пола, возраста, физической активности [7].

Исследовали уровень общего холестерина, триглицеридов, холестерина липопротеинов высокой и низкой плотности; состав тела (мышечная масса, жировая масса, распределение жировой массы) - методом биоимпедансометрии (анализатор состава тела Tanita BС 420 МА). Статистический анализ проводили при помощи программ Microsoft Exсel, Statistica 7.0.

Результаты и обсуждение

Суточная энергетическая адекватность питания характерна для 90% здоровых и 8% лиц с ожирением. Анализ рациона питания выявил превышение суточной энергетической ценности пищевого рациона над потребностью в энергии на 650±250 ккал/сут в группе лиц с ожирением по сравнению со здоровыми. Калорийность рационов питания превышала рекомендуемую на 15±5% у здоровых и на 30±8% у лиц с ожирением. Считали себя информированными о правильном питании 90% здоровых и 95% пациенток с ожирением, придерживались принципов здорового питания 35 и 13,5% соответственно. Не соблюдали режим питания 86,5% лиц с ожирением и 34% здоровых, отмечалось нарушение физиологического ритма с преимущественным приемом пищи в вечерние часы, наиболее калорийным был ужин у 66 и 43% женщин соответственно. Совмещение приема пищи и другой деятельности (просмотр передач, чтение, общение) наблюдалось в 37% случаев у здоровых и у 31% лиц с ожирением.

У 40% здоровых лиц (с нормальными ИМТ и окружностью талии) калорийность суточного рациона превышала расчетные потребности на 180±70 ккал/сут. Анализ питания выявил у пациентов с ожирением экстернальное пищевое поведение в 43% случаев, эмоциогенное - в 47%, ограничительное - в 17%.

Отмечались нарушения сбалансированности суточного рациона. Наиболее характерными были высокий уровень потребления жира (выше рекомендуемых 30% от общей калорийности) - 37,4±0,9% у здоровых и 41±1,9% лиц с ожирением, преимущественно животного - насыщенные жирные кислоты и холестерин превышали допустимое суточное потребление на 18±1,6% и 24±2,8% соответственно, а полиненасыщенные жирные кислоты потреблялись в недостаточном количестве (меньше на 8±2 и 12±4% соответственно).

Оптимальная доля углеводов должна составлять 55-60% от общей калорийности. Избыточное содержание углеводов с преобладанием легкоусвояемых форм выявлено в рационе у 17% у здоровых и 21% лиц с ожирением. Качественный состав углеводов показал большое потребление рафинированных углеводов (соответственно в 1,3 и 1,5 раза выше допустимых), дефицит пищевых волокон (17,4±0,6 и 11,4±0,2 г/сут соответственно). Выявлено снижение общего количества белка у 22% здоровых людей и у 26% лиц с ожирением - на 15 и 17% соответственно.

При анализе двигательной активности участников исследования выявлено снижение физической активности.

Низкая физическая активность была характерна для 42% здоровых и 29% лиц с ожирением (видимо, в связи с информированностью о положительном влиянии физических упражнений для снижения массы тела).

В группе женщин с ожирением длительность заболевания варьировала от 3 до 20 лет. У 60% пациенток избыточная масса тела появилась после родов. В последующем, после 2-х и 3-х родов, она прогрессировала у 76% женщин.

У 24% пациенток масса тела ребенка при рождении превышала 4 кг, у 15% повышался уровень глюкозы. У 10% обследованных масса тела начала увеличиваться через 14±2 мес после начала регулярной половой жизни. Завышенные ожидания от сроков лечения и желаемой потери массы тела были у 71% пациенток. Ранее 50% пациенток предпринимали попытки снижения массы тела с помощью ограничений в питании, нетрадиционных методов лечения, 24% достигали временного результата с последующим набором и превышением предыдущего показателя. Желаемое снижение массы тела составляло 11,6±2,7 кг/мес, желаемые сроки лечения - 3,7±0,4 мес. Самоконтроль массы тела проводили 29% женщин, умели подсчитывать калорийность пищи 10%. О неблагоприятных последствиях ожирения знали 30% пациенток.

Полученные данные свидетельствуют о распространенности тенденций к гиперкалорийности рациона и гиподинамии населения. Фактическое питание людей, считающих себя здоровыми, характеризуется избытком жиров, простых углеводов, недостатком пищевых волокон, что сопряжено с риском развития заболеваний и в дальнейшем может привести к ожирению. Формирование правильного стереотипа питания - необходимый компонент модификации образа жизни при ожирении. Для повышения мотивации и комплайентности в Школе коррекции избыточного веса обучали в группах и индивидуально пациентов с ожирением и здоровых с предоставлением учебных материалов по здоровому питанию. Объяснили основные принципы, на которых должно строиться меню для пациентов с ожирением (режим, соответствие энерготратам, частота употребления различных продуктов).

Пациенты вели самоконтроль с помощью дневников, где отмечали динамику суточного калоража, физических нагрузок, артериального давления, массы тела. Анализ структуры питания после обучения свидетельствует о благоприятных тенденциях в питании больных - уменьшение калорийности рационов на 11,3±0,6%, снижение потребления жира на 7,2±0,8 г/сут и рафинированных углеводов до 8,2±0,5 г/сут.

Для регуляции пищевого поведения и формирования правильного пищевого стереотипа обоснованно применение препарата сибутрамин - селективного ингибитора обратного захвата серотонина и норадреналина. Он снижает аппетит, повышает чувство насыщения, уменьшает количество потребляемой пищи, усиливает процессы термогенеза.

Лечение проводили наиболее эффективным и безопасным сибутраминсодержащим препаратом Редуксин® [сибутрамин в комбинации с МКЦ].

Редуксин® назначали в дозе 10 мг. Наблюдение продолжалось 24 нед. Калорийность суточного рациона уменьшилась на 20-28% от исходной. По итогам исследования среднее снижение массы тела составило -8,9±1,6 кг (рис. 1).

Снижение массы тела было клинически значимо: более 5% у 37% пациентов и более 10% - у 63% женщин.

Уменьшение окружности талии - 11,4±1,8 см (рис. 2).

Уменьшение содержания жировой ткани подтверждено на анализаторе состава тела (рис. 3).

В период терапии Редуксином проводили офисный контроль и самоконтроль артериального давления и частоты сердечных сокращений, значимого увеличения показателей не зарегистрировано. Пациенткам с гестационным диабетом в анамнезе (30 женщин) был назначен сибутрамин + МКЦ (Редуксин®) в дозе 10 мг и метформин в дозе 500 мг, с еженедельным повышением на 500 мг до дозы 1500 мг.

Калорийность суточного рациона уменьшилась на 28±7% от исходной (p<0,05) на фоне комбинированной терапии. В результате комбинированной терапии Редуксином в дозе 10 мг и метформином в дозе 1500 мг выявлено более значимое уменьшение массы тела - 9,7±1,5 кг (p<0,05) (на 5% больше) (см. рис. 1), ИМТ (на 1,2 кг/м2), окружности талии - 11,4±1,8 см (p<0,05) (на 2,7 см больше) (см. рис. 2); процент жирового состава тела (см. рис. 3) в группах значимо различался в абдоминальной области (на 11%), т.е. произошло перераспределение жировой ткани. По записям в дневниках питания на фоне комбинированной терапии пациентки реже употребляли сладости. Существенных различий в продолжительности физической активности в группах терапии Редуксином и комбинированной терапии по данным дневников и шагомеров не наблюдалось. В возрасте до 35 лет снижение массы тела было более выраженным. В динамике в группах наблюдалось снижение холестерина на 8 и 10%, триглицеридов - на 18 и 23% соответственно. Патологических изменений по результатам ЭКГ после лечения не зарегистрировано.

Заключение

Ожирение в значительной степени является результатом несбалансированного питания. Выявлены значительные отклонения от норм потребления пищевых веществ и энергии среди обследованных, наиболее выраженные у пациентов с ожирением: превышение среднесуточной калорийности пищевых рационов, уровня потребления жиров, насыщенных жирных кислот, холестерина и простых углеводов и снижение уровня потребления полиненасыщенных жирных кислот, пищевых волокон, увеличение потребления готовых продуктов питания, употребление полуфабрикатов, продуктов быстрого приготовления. У 20% здоровых лиц наблюдалось на 4-12% большее отложение жира в абдоминальной области, что коррелировало с низкой физической активностью. Исследование состава тела (мышечная масса, жировая масса, распределение жировой массы) методом биоимпедансометрии способствует раннему выявлению лиц с риском развития абдоминального ожирения. Необходимо оптимизировать пищевой рацион и повысить физическую активность населения для снижения риска развития ожирения. Обучение правильному питанию целесообразно проводить среди различных групп населения. Регистрация двигательной активности с помощью шагомеров позволила мотивировать пациентов на повышение физической нагрузки. Школы профилактики ожирения вносят важный вклад в решение проблемы профилактики и лечения социально значимых заболеваний. Пациенты с ожирением после обучения продемонстрировали повышение уровня знаний о своем заболевании и осложнениях, овладели навыками расчета рациона, самоконтроля. Улучшилась физическая активность (по данным шагомеров) на 4-10 тыс. шагов. Несоответствие образа жизни энергетическим потребностям организма предопределяет нарастание массы тела. Для оптимизации пищевого поведения с целью лечения ожирения необходима медикаментозная коррекция. При приеме комбинированного препарата Редуксин® (сибутрамин + МКЦ) 10 мг не отмечено значимых побочных эффектов. Терапия Редуксином в дозе 10 мг в течение 6 мес привела к снижению калорийности суточного рациона, контролю пищевого поведения, улучшению метаболических показателей, целевому снижению массы тела. Пациенты отмечали уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности, уровня эмоционального благополучия, самооценки, работоспособности и качества жизни.

Комбинированная терапия препаратами Редуксин® в дозе 10 мг и метформин в дозе 1500 мг продемонстрировала эффективность и безопасность. Достоверных различий между группами по результатам глюкозотолерантного теста и уровню гликированного гемоглобина не выявлено. У пациенток, получавших метформин, уровни систолического артериального давления были ниже на 3±1 мм рт.ст., значимых различий по уровню диастолического артериального давления и частоте сердечных сокращений не наблюдалось. Нетяжелые реакции в виде дискомфорта в абдоминальной области наблюдались у 3% и не привели к отказу от терапии. Гипогликемических состояний по результатам самоконтроля не наблюдалось.

Для достижения максимальной эффективности в лечении ожирения необходим комплексный подход. Формирование нового стиля пищевого поведения, физической активности, применение патогенетических средств - основа успешного лечения ожирения и профилактики развития сахарного диабета в группах риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Кн. 1. М. : Бином, 2011.

2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, 2008.

3. Бессесен Д.Г., Кушнер Р. Избыточный вес и ожирение. М. : Бином, 2006.

4. Ожирение: эпидемиология, патогенез, клинические аспекты / под ред. И.И. Дедова, Г.А Мельниченко. М. : Медицинское информационное агентство, 2004.

5. Ожирение / под ред. А.Ю. Барановского, Н.В. Ворохобиной. СПб.: "Издательство “Диалект”", 2007.

6. Чазова И.Е., Мычка В.Б. Метаболический синдром. М. : Медиа Медика, 2008.

7. Swinburn B.A., Sacks G., Sing K.L. Estimating the changes in energy flux that characterize the rise in obesity prevalence. Am. J. Clinl. Nutr. 2009, N 6. P. 1723-1728.

8. Вознесенская Т.Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция. Ожирение и метаболизм. 2004. Т. 2. С. 2-6.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»