Оценка микробного состава хронических язвенных дефектов при синдроме диабетической стопы

Резюме

Цель - провести сравнительный анализ микробного состава длительно незаживающих язвенных дефектов при синдроме диабетической стопы без признаков инфицирования.

Материал и методы. Исследовали 17 образцов раневого отделяемого длительно незаживающих язвен­ных дефектов у больных с синдромом диабетической стопы, не требующих назначения системных антибио­тиков. Микробный состав исследовали традиционным методом посева на культуральные среды и методом масс-спектрометрии содержимого по белковым маркерам микроорганизмов.

Результаты. Традиционный метод посева на культуральные среды выявил наличие грамположительных кокков в 8 (45%) случаях, включая MRSA, грамотрицательных палочек в 2 (11%) случаях, наличие поли­микробной флоры в 6 (33%) случаях. Количество микроорганизмов не превышало значений, соответ­ствующих критической колонизации. Метод масс-спектрометрии выявил наличие полимикробной флоры в 13 (76%) случаях. Микрофлора была представлена грамположительными кокками, грамотрицательными палочками, факультативными анаэробами.

Выводы. Метод масс-спектрометрии по белковым маркерам микроорганизмов может дополнять стан­дартные диагностические методы исследования хронических длительно незаживающих язвенных дефек­тов при синдроме диабетической стопы.

Ключевые слова:синдром диабетической стопы, незаживающие язвенные дефекты, микробный состав, посев на культуральные среды, масс-спектрометрия

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 71-77.
DOI: 10.24411/2304-9529-2017-00033


Синдром диабетической стопы (СДС) является поздним осложнением сахарного диабета и характеризуется наличием хронических длительно незаживающих язвенных дефектов на фоне снижения чувствительности и/или магистрального кровотока. Одной из причин хрони­ческого течения и выполнения высоких ампутаций нижних конечностей является инфицирование раны [1]. Состав микрофлоры язвенного дефекта зависит от формы и глубины поражения, предшествующей антибактериальной терапии, местного консервативного лечения, длительности пребы­вания в стационаре. Так, при поверхностно расположенных язвенных дефектах, возникших впервые, преобладают грамположительные кокки (S. aureus, В-hemolytic streptococcus) [2, 3]. При длительно существующих хронических язвенных дефектах, подвергавшихся системному антибактериаль­ному лечению и местной терапии, в них могут содержаться резистентные к антибиотикам микроорганизмы, грамотрицательные бациллы (Enterobacteriacea). При наличии непри­ятного запаха состав микрофлоры смешанный - аэробно-анаэробный [4, 5] . Традиционным методом диагностики состава патогенной микрофлоры язвенного дефекта явля­ется посев раневого содержимого на культуральные среды. Это полуколичественный метод, позволяющий выявить пато­генный микроорганизм или микроорганизмы и определить чувствительность полученного патогена к антибиотикам. При этом у данной методики есть ряд недостатков: для полу­чения анализа требуется от 3 до 10 сут, есть ограничения в диагностике анаэробных микроорганизмов, нет возмож­ности выявлять наличие и состав биопленок. В этой связи диагностика микробного состава хронических ран альтер­нативными способами является достаточно актуальной задачей. Одним из методов, позволяющих дать качественную и количественную оценку микробиологического состава раневого содержимого, является масс-спектрометрия. Она основана на выявлении видоспецифичных структур микро­организма. Это могут быть белковые компоненты или длинноцепочечные жирные кислоты и жирные альдегиды фосфолипидов, являющихся маркерами конкретного микроба [6].

Цель данной работы - изучение микробного состава хронических язвенных дефектов при СДС методом масс-спектрометрии различных микробных маркеров (МСММ) и сравнение полученных данных с результатами посева на культуральные среды.

Материал и методы

Исследовали 17 образцов раневого содержимого хро­нических язвенных дефектов у пациентов с СДС, получав­ших амбулаторное лечение в отделении "Диабетическая стопа" ГБУЗ "Эндокринологический диспансер" Департа­мента здравоохранения г. Москвы.

Критерии включения

1. Больные сахарным диабетом типа 1 или 2.

2. Возраст ≥18 лет.

3. Наличие язвенного дефекта на стопе в пределах кожи и/или подкожной клетчатки (I и II степени по Вагнеру).

4. Лодыжечно-плечевой индекс >0,8.

5. Способность и желание выполнять рекомендации врача.

6. Подписанное информированное согласие.

Критерии невключения

1. Наличие признаков инфекционного процесса в ране, требующих госпитализации и/или системной антимикроб­ной терапии: лихорадки, гиперемии, распространяющейся более чем на 2 см, отделяемого гнойного характера, непри­ятного запаха из раны.

2. Наличие признаков критической ишемии конечности.

3. Наличие остеомиелита.

4. Раны, расположенные в средней части подошвенной поверхности стопы на фоне нейроостеоартропатии.

5. Рана, покрытая струпом и/или фибрином.

6. HbA1c >11%.

7. Несоблюдение рекомендаций врача.

Таким образом, исследовались образцы, взятые из язвен­ных дефектов без признаков инфицирования и не требую­щие назначения системных антимикробных средств.

После очищения раны от некротических масс и промы­вания физиологическим раствором содержимое с поверхно­сти язвенного дефекта отправлялось в микробиологическую лабораторию ГБУЗ "Диагностический центр № 1 ДЗМ" для посева на культуральные среды и определения чувствитель­ности к антибиотикам.

Из этой же раны забирался материал для выполнения МСММ содержимого по белковым маркерам микроорганизмов в лабораторию ООО НПЦ "МикроМир" (Москва). Произво­дился посев клинического материала на плотные питатель­ные среды - cердечно-мозговой агар с 5% бараньей кровью (BHI) для выделения бактерий Streptococcus, Corynebacterium, Arcanobacterium, Neisseria, Moraxella, Acinetobacter, Actinomyces; желточно-солевой агар с маннитом для выделения и дифференциации стафилококков; диагностическую среду Эндо для выделения Enterobacteriaceae и Pseudomonas, среду Сабуро с хлорамфениколом для выделения дрожжей и микромицетов; на BHI с 5% бараньей крови и агар Шедлера для выделения облигатно-анаэробных бактерий Clostridium, Propionibacterium, Bacteroides, Fusobacterium.

Засеянные плотные питательные среды инкубировали при 37 °C в течение 18-24 ч. При обнаружении роста про­изводили отсев отдельных колоний с целью их идентифи­кации. Отмечали морфологию колоний, наличие гемолиза, рост микроорганизмов в виде монокультуры или в ассоциа­ции. При обнаружении ассоциации на плотной питательной среде отмечали преимущественный рост какого-либо пред­ставителя ассоциации.

При отсутствии роста в аэробных условиях в первые сутки посевы оставляли в термостате, ежедневно просма­тривали и при визуальном обнаружении роста также произ­водили соответствующие отсевы. Ответ об отсутствии роста выдавали через 5 сут инкубирования.

Засеянные плотные питательные среды в анаэробных условиях (в анаэростатах с газогенерирующими пакетами "Анаэрогаз") инкубировали при 37°C в течение 48 ч. При отсутствии роста оставляли в термостате, также ежедневно просматривали и при визуальном обнаружении роста произ­водили соответствующие отсевы. Ответ об отсутствии роста выдавали через 10 сут инкубирования.

Полученные чистые культуры микроорганизмов микроскопировали, отмечали принадлежность к определенной группе или роду и производили экстракцию этанолом/мура­вьиной кислотой для последующей идентификации методом масс-спектрометрии на масс-спектрометре (MALDI-TOF).

Результаты

Посев на культуральные среды отделяемого из язвен­ных дефектов, не имеющих клинических признаков инфек­ции, выявил контаминацию (количество микроорганизмов не превышало 106) преимущественно грамположительных кокков, включая резистентные штаммы S. aureus (MRSA), незначительное количество грамотрицательных палочек и факультативных анаэробов. В 2 (11%) случаях роста микроорганизмов не выявлено. В 6 (33%) случаях выявлено наличие более одного микроба (табл. 1). Облигатные ана­эробы не обнаружены. В одном случае выявлены Candida glabrata. В 2 случаях содержание коагулазонегативных ста­филококков составило 106. Таким образом, показано, что хронические длительно незаживающие раны не содержали патогенной микрофлоры в количествах, превышающих кри­тическую колонизацию [7].

Метод МСММ, основанный на определении белковых ком­понентов микроорганизма, позволил идентифицировать боль­шее количество микроорганизмов в тех же образцах (табл. 2). В 13 (76%) образцах выявлена полимикробная флора, в 2 (12%) случаях роста микроорганизмов не обнаружена. Наиболее часто высеваемым микробом был Staphylococcus aureus - как единственный возбудитель (1 случай) и в составе полимикробной инфекции (9 образцов). В 1 (6%) случае был выявлен факультативный анаэроб Klebsiella pneumoniae.

В табл. 3 представлена сравнительная характеристика образцов, исследованных разными методами: культуральным и МСММ по белковым маркерам. В большинстве слу­чаев высеваемый традиционным методом микроорганизм выявлялся и методом МСММ, но в составе полимикробной микрофлоры. В одном случае метициллин-резистентный Staphylococcus aureus, выделенный традиционным методом, не был выявлен методом МСММ. При этом в образце с отсут­ствующим ростом посева на культуральные среды метод МСММ выявил полимикробную флору, состоящую из грамположительных кокков и грамотрицательных палочек. В 2 слу­чаях с отсутствующим ростом методом МСММ, традиционным методом были выявлены грамположительные кокки, отно­сящиеся к сапрофитной флоре (Staphylococcus epidermidis <102 КОЕ/мл, Staphylococcus auricularis - 106 КОЕ/мл). Сле­дует отметить, что метод МСММ не дает возможности точного количественного определения микроорганизмов, в отличие от традиционного метода.

Обсуждение

Длительно незаживающие язвенные дефекты при нейропатической форме СДС являются актуальной проблемой. Одна из возможных причин замедления или отсутствия заживления - наличие инфекции, обусловливающей хронизацию процесса. При этом характерной особенностью таких ран (по собственным данным и данным литературы) явля­ется отсутствие явных клинических признаков инфекции [8, 9]. В данной работе в посевах на культуральные среды была выявлена колонизация бактерий. В большинстве слу­чаев высевался St. aureus, включая MRSA, что совпадает с результатами, полученными другими авторами [10, 11]. В 33% случаев была выявлена полимикробная флора, состо­ящая из грамположительных кокков, грамотрицательных палочек, факультативных анаэробов и грибковой инфек­ции. Изолированные грамотрицательные палочки получены только в двух случаях. Во всех образцах рост микрофлоры не превышал значений, соответствующих микробной конта­минации [7]. В такой ситуации антимикробная терапия не назначается. Однако в последнее время появились данные, подтверждающие важную роль бактериальной колониза­ции в замедлении процесса заживления [12, 13]. Остается неясным вопрос о лечебной тактике в этих случаях в плане назначения системных антимикробных препаратов и выбора перевязочных средств.

Известно, что посев содержимого раневых дефектов на культуральные среды имеет ряд ограничений: небольшое количество микроорганизмов, способных расти в чашках Петри на агаре, сложности в выявлении редких бактерий и бактерий, входящих в состав биопленок [6, 14]. Между тем микрофлора, покрывающая кожу и слизистые и обра­зующая микробиоту, содержит большое количество микро­организмов и при определенных условиях может играть важную роль не только в инфицировании ран, но и в развитии хронических заболеваний. В частности, прослежена взаимосвязь дисбаланса микробиоты кишечника в возник­новении ожирения [15, 16], инфекционно-аллергических заболеваний [17], сахарного диабета типа 1 [18], воспали­тельных заболеваний желчного пузыря [19]. В этой связи в последнее время разрабатываются новые методы, позво­ляющие идентифицировать микроорганизмы, составляющие микробиоту и входящие в состав биологических сред (кровь, спинномозговая и синовиальная жидкости) и раневого содержимого.

Среди таких методов следует назвать масс-спектрометрию раневого экссудата по различным видоспецифичным мар­керам. Особенностью нашей работы было отсутствие кли­нических признаков инфицирования длительно незажива­ющих ран при СДС. Метод МСММ по белковым фрагментам позволяет идентифицировать микроорганизмы после пред­варительного культивирования. Как продемонстрировал сравнительный анализ с традиционным методом, МСММ по белковым маркерам способен идентифицировать большее количество микроорганизмов. Полученные данные дают основание предположить, что раневой экссудат хронических ран без признаков инфицирования содержит в большинстве случаев ассоциации микроорганизмов. Вопрос о том, соеди­нены выявленные микроорганизмы в биопленки или функ­ционируют отдельно друг от друга, остается открытым.

В результате проделанной работы получены новые дан­ные о микробиологическом составе хронических ран при СДС. Вклад выявленных сообществ микроорганизмов в про­цесс заживления требует отдельного изучения. Есть мнение, что речь идет не о влиянии конкретного патогена (или пато­генов) на процесс заживления, а о комплексном воздей­ствии консорциума микроорганизмов, существующих в виде хорошо структурированных сообществ [6]. Эти сообщества состоят из бактерий, простейших, вирусов и грибов [20, 21] и отражают специфические взаимоотношения друг с другом и с организмом хозяина [22]. Необходимы дальнейшие исследования по изучению влияния выявленных микробных ассоциаций на течение раневого процесса и применению метода МСММ в клинической практике.

Выводы

1. Микробиологический состав длительно незажи­вающих язвенных дефектов у больных с синдромом диабетической стопы без признаков инфекции при исполь­зовании традиционного метода посева на культуральные среды представлен грамположительными кокками (45% случаев), грамотрицательными палочками (11% случаев), наличием более чем одного микроорганизма (33% случаев) в количествах, не превышающих колонизации микроорга­низмов (≤106).

2. Метод масс-спектрометрии микробных маркеров по белковым фрагментам позволяет идентифицировать в отде­ляемом из длительно незаживающих язвенных дефектов у больных с СДС наличие полимикробной флоры в 76% случаев, включающей в себя грамположительные кокки, грамотрицательные палочки, факультативные анаэробы. В 6% случаев микрофлора была представлена одним микро­организмом. Отсутствие роста обнаружено в 12% случаев.

3. Применение масс-спектрометрии по белковым мар­керам может дополнять арсенал диагностических методов исследования микробиологического содержимого хрониче­ских длительно незаживающих ран при СДС.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Lipsky B.A., Berendt A.R., Cornia P.B., Pile J.C. et al. Clinical Practice Guideline for the Diagnosis and Treatment of Diabetic Foot Infections // Clin. Infect. Dis. 2012. Vol. 54, N 12. P. 132-173.

2. Abdularazak A., Bitar Z.I., Al-Shamali A.A. et al. Bacteriological study of diabetic foot infections // J. Diabetes Complicat. 2005. Vol. 19. P. 138-141.

3. Lavery L.A., Sariaya M., Ashry H. Microbiology of osteomyelitis in diabetic foot infections // J. Foot Ankle Surg. 1995. Vol. 34, N 1. P. 61-64.

4. Goldberg D., Harold C. Infectious disease of the diabetic foot // Management of the Diabetic Foot / ed. M.A. Brenner. 1992.

5. Lipsky B. Evidence-based antibiotic therapy of diabetic foot infections // FEMS Immunol. Med. Microbiol. 1999. Vol. 26. P. 267-276.

6. Lavigne J.-P., Sotto A., Dunyach-Remy C., Lipsky B. New molecular techniques to study the skin microbiota of diabetic foot ulcers // Adv. Wound Care. 2015. Vol. 4, N 1. P. 38-49.

7. Галстян Г.Р., Токмакова А.Ю., Егорова Д.Н., Митиш В.А. и др. Кли­нические рекомендации по диагностике и лечению синдрома диабети­ческой стопы // Раны и раневые инфекции. 2015. № 3. С. 63-84.

8. Lavery L.A., Armstrong D.G., Wunderlich R.P., Mohler M.J. et al. Risk factors for foot infections in individuals with diabetes // Diabetes Care. 2006. Vol. 29, N 6. P. 1288-1293.

9. Bjarnsholt T., Kirketerp-Moller M.J., Jensen P.Q., Madsen K.G. et al. Why chronic wounds will not heal: a novel hypothesis // Wound Repair Regen. 2008. Vol. 16, N 1. P. 2-10.

10. Dang C., Prasad Y., Boulton A., Jude E. Methicillin-resistant Staphylococcus aureus in the diabetic foot clinic: a worsaring problem // Diabet. Med. 2003. Vol. 20, N 2. P. 159-161.

11. Citron D.M., Goldstein E.J., Merriam C.V., Lipsky B.A. et al. Bacteriology of moderate-to-severe diabetic foot infections and in vitro activity of abtimicrobal agents // J. Clin. Microbiol. 2007. Vol. 45, N 9. P. 2819-2828.

12. Robson M.C. Wound infection: a failure of wound healing caused by an imbalance of bacteria // Surg. Clin. North Am. 1997. Vol. 77, N 3. P. 637-650.

13. Xu L., McLennan S.V., Lo L., Natfaji A. et al. Bacterial load predicts healing rate in neuropathic diabetic foot ulcers // Diabetes Care. 2007. Vol. 30, N 2. P. 378-380.

14. van Asten S.A.V., La Fontaine J., Peters E.J.G., Bhavan K. et al. The microbiome of diabetic foot osteomyelitis // Eur. J. Clin. Microbiol. Infect. Dis. 2016. Vol. 35. P. 293-298.

15. Ley R.E., Turnbaugh P.J., Klein S., Gordon J.I. Microbal ecology: human gut microbes associated with obesity // Nature. 2006. Vol. 444. P. 1022-1023.

16. Armougom F., Henry M., Vialettes B., Raccah D., Raoult D. Monitoring bacterial community of human gut microbiota reveals an increase in Lactobacillus in obese and Methanogenes in anorexic patients // PLoS One. 2009. Vol. 4. Article ID e7125.

17. Bach J.F. The effect of infections on susceptibility to autoim­mune and allergic disease // N. Engl. J. Med. 2002. Vol. 347. P. 911-920.

18. Wen L., Ley R.E., Volchkov P.Y. et al. Innate immunity and intestinal microbiota in the development of Type 1 diabetes // Nature. 2008. Vol. 455. P. 1109-1113.

19. Baumgart D.C., Carding S.R. Inflammatory bowel disease: cuase and immunobiology // Lancet. 2007. Vol. 369, N 9573. P. 1627-1640.

20. Wolcott R.D., Gontcharova V., Sun Y., Dowd S.E. Evaluation of the bacterial diversity among and within individual venous leg ulcersusing bacterial tag-encoded FLX and titanium ampliconpyrosequencing and metagenomic approaches // BMC Microbiol. 2009. Vol. 9. P. 226.

21. James A., Swogger E., Wolcott R. et al. Biofilms in chronic wounds // Wound Repair Regen. 2006. Vol. 16. P. 37-44.

22. Peters B.M., Jabra-Rizk M.A., O'May G.A. et al. Polymicrobial interactions: impact on pathogenesis and human disease // Clin. Microbiol. Rev. 2012. Vol. 25. P. 193-213.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»