Нарушение формирования пола 46,XY, синдром нечувствительности к андрогенам: клинико-лабораторная характеристика пациентов

Резюме

Цель исследования - изучить клинико-лабораторную характеристику пациентов с нарушением формирования пола 46XY, синдромом нечувствительности к андрогенам.

Материал и методы. В исследование включены 52 пациента, сформирована группа из 9 пациентов с нарушением форми­рования пола (НФП) 46XY, синдромом нечувствительности к андрогенам. Всем детям проведена оценка строения наружных половых органов, гормонального профиля, ультразвуковое исследование. Удалено 6 гонад у 3 пациентов с последующим гисто­логическим исследованием 2 гонад.

Результаты. Пациенты были разделены на 2 группы: с парциальной и полной нечувствительностью к андрогенам. Паци­енты с парциальной нечувствительностью к андрогенам имели смешанное строение наружных гениталий в 100% случаев. При полной нечувствительности к андрогенам пациенты имели строение наружных гениталий по женскому типу, и поводом для обследования в 3 (75%) из 4 случаев было обнаружение мужских гонад во время грыжесечения. Отмечена вариабельность гормональных показателей в обеих группах. Гистологическое исследование гонад выявило ткань семенника с картиной атро­фии и очагами хронического воспаления без признаков сперматогенеза.

Заключение. Группа пациентов с НФП 46XY, синдромом нечувствительности к андрогенам гетерогенна по клинической картине в зависимости от степени нечувствительности к андрогенам. Несвоевременная верификация диагноза требует опти­мизации алгоритма обследования пациентов.

Ключевые слова:нарушение формирования пола, синдром нечувствительности к андрогенам, антимюллеров гормон

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 108-110.
DOI: 10.24411/2304-9529-2017-00047


Цель исследования - изучить клинико-лабораторную характеристику пациентов с нарушением формирования пола 46XY, синдромом нечувствительности к андрогенам.

Материал и методы

В исследование включены 52 пациента, соответствующие определению "нарушение формирования пола (НФП) 46XY", с рождения до 18 лет. Всем пациентам проведено молекулярно-генетическое исследование гена AR, по результатам которого сформирована группа из 9 пациентов с синдромом нечувствительности к андрогенам. В данной группе пациентам прове­дена оценка антропометрических показателей, строения наружных (шкала External Masculinization Score, EMS, диапазон 0-12) и внутренних гениталий, гормональных показателей в мини-пубертатном (n=3), нейтральном (n=2) и пубертатном (n=4) пери­одах. Удалено 6 гонад у 3 пациентов с последующим гистологическим исследованием 2 гонад.

Результаты

В зависимости от степени нечувствительности к андрогенам пациенты были разделены на 2 группы - с парциальной (n=5) и полной (n=4) нечувствительностью.

Дети с парциальной нечувствительностью в 100% случаев воспитывались в мужском паспортном поле. Все имели двой­ственное строение наружных гениталий, медиана EMS составила 3 [2±7,5]. Причиной первичного обращения к врачу в этой группе были пороки развития наружных половых органов (сочетание крипторхизма с гипоспадией, расщепленной мошонкой и микропенисом). Анализ возраста постановки диагноза показал, что у 40% (2/5) детей диагноз был установлен в хроноло­гическом пубертатном периоде (9 и 11,5 лет), у 40% (2/5) - в нейтральном периоде (2 года) и у 20% (1/5) - в период мини-пубертата (5 мес). Между первым обращением пациента к врачу и верификацией диагноза прошло от 5 мес до 11,5 года, при этом все дети этой группы находились под наблюдением врачей с рождения.

Все пациенты с полной нечувствительностью к андрогенам адаптированы в женском поле. Наружные гениталии сфор­мированы по женскому типу, EMS - 1. В 75% (3/4) случаев поводом для обращения было обнаружение мужских гонад во время грыжесечения по поводу одно- или двусторонней паховой грыжи. При этом возраст верификации диагноза в двух случаях (50%, 2/4) пришелся на период мини-пубертата (0,5 и 2 мес) и в одном случае (25%, 1/4) - нейтральный период (6 лет). Одна пациентка (25%, 1/4) обследована в 14 лет по поводу отсутствия прогрессирования вторичных половых при­знаков (Ma3Р2).

При оценке строения внутренних половых органов методом ультразвуковой диагностики дериваты мюллерова протока ни в одной группе не выявлены, в 22% (2/9) случаев визуализирована предстательная железа.

Анализ функционального состояния гипофизарно-гонадной системы в группе с парциальной нечувствительностью к андрогенам в периоде мини-пубертата (n=1) показал нормальные значения тестостерона (Т, 4,79 нмоль/л), ЛГ (1,5 мМЕ/мл), ФСГ (2,37 мМЕ/мл). В нейтральном периоде (n=2) - Т (0,35 и 0,09 нмоль/л), ЛГ (0,23 и 0,2 мМЕ/мл), ФСГ (0,44 и 0,66 мМЕ/мл) в пределах референсных значений, высоконормальные показатели антимюллерова гормона (АМГ, 220 и 208,1 нг/мл) и ингибина В (453 и 360 пг/мл). В пубертатном периоде (n=2) у одного - низкие показатели Т (1,19 нмоль/л), ЛГ (1,6 мМЕ/мл), ФСГ (1,95 мМЕ/мл) и АМГ (21,6 нг/мл) при нормальном значении ингибина В (193 пг/мл). У второго - значения Т (22,1 нмоль/л), ЛГ (2,26 мМЕ/мл) и ФСГ (2,4 мМЕ/мл) в пределах возрастной нормы. В группе с полной нечувствительностью к андрогенам гормональный профиль был исследован как в периоде мини-пубертата (n=2), так и в пубертатном периоде (n=1), и одна паци­ентка была обследована после гонадэктомии, в связи с чем полученные показатели можно считать незначимыми. У первой пациентки, обследованной в периоде мини-пубертата, получены низкие показатели Т (0,35 нмоль/л), ЛГ (0,28 мМЕ/мл), ФСГ (0,73 мМЕ/мл) и АМГ(20 нг/мл) при высоком значении ингибина В (320 пг/мл). У второй также получены низкие значения Т (1,36 нмоль/л), ЛГ (0,4 мМЕ/мл), ФСГ (0,69 мМЕ/мл), но при этом показатель АМГ в пределах возрастной нормы (111,7 нг/мл). В пубертатном периоде - высоконормальные значения Т (18,6 нмоль/л) и ингибина В (360 пг/мл) при нормальных значениях ЛГ (7,3 мМЕ/мл), ФСГ (7,17 мМЕ/мл), АМГ (0,23 нг/мл). Пациентам, воспитываемым в женском поле, было удалено 6 гонад. Гистологическое исследование 2 гонад от одного пациента выявило ткань семенника с картиной атрофии и очагами хрониче­ского воспаления, без признаков сперматогенеза. Паховые грыжи при рождении с одной или двух сторон выявлены у 7 (78%) из 9 пациентов.

Заключение

Группа пациентов с НФП 46XY, синдромом нечувствительности к андрогенам гетерогенна по клинической картине в зави­симости от степени нечувствительности: от имеющих нормальное строение наружных половых органов по женскому типу без дериватов мюллерова протока до двойственного строения гениталий с гипоспадией, крипторхизмом и микропенисом. Несвое­временная верификация диагноза у пациентов как с полной, так и c парциальной нечувствительностью к андрогенам требует оптимизации алгоритма обследования, в частности девочкам с паховыми грыжами необходима визуализация дериватов мюллерова протока на дооперационном этапе.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»