Несостоятельность модели взаимоотношений "врач-пациент" как причина низкой приверженности терапии

Резюме

Проблема недостаточной приверженности терапии поставлена уже давно, но остается весьма актуальной до настоящего времени. Несмотря на многогранность вопроса, зачастую вину за невыполнение врачебных рекомендаций возлагают именно на пациента. В рамках проведенного исследования было выявлено, что ключевое значение в эффективности взаимоотношений врача и пациента играет поведение врача и степень осведомленности пациента ходом лечения, результатами терапии и дальнейшим прогнозом.

Ключевые слова:комплаентность; взаимоотношения "врач-пациент"; приверженность лечению

Проблема недостаточной приверженности терапии (ПТ) поставлена уже давно, но остается весьма актуальной до настоящего времени. Несмотря на многогранность вопроса, зачастую вину за невыполнение врачебных рекомендаций возлагают именно на пациента. Однако не последнее место во взаимоотношениях "врач-пациент" занимают коммуникативные способности врача, от которых напрямую зависит и степень комплаенса.

Цель исследования - оценить качество взаимодействия врача с пациентом в гетерогенной группе больных г. Москвы, выявить факторы, ассоциированные со снижением ПТ.

Материал и методы

Создан опросник из 32 вопросов, касающихся различных сторон взаимодействия "врач-пациент". Каждая группа факторов была охвачена несколькими вопросами, сформулированными по-разному. В ходе исследования были опрошены 198 пациентов московских больниц и поликлиник. Статистическую обработку проводили в программе MS Office Excel 2007. Статистическую значимость оценивали с помощью критерия χ2 Пирсона, различия считали значимыми при p<0,05.

Результаты

Среди 198 пациентов 129 (65%) составили мужчины, 69 (34,8%) - женщины. Средний возраст - 54 года. В структуре заболеваний 1-е место занимала кардиологическая патология (62%), 2-е - сахарный диабет (СД) - 25%, 3-е - болезни респираторной системы (14%). При этом 43% опрошенных были полиморбидны (у половины - сочетание СД с сердечно-сосудистыми заболеваниями). Средняя оценка выраженности симптомов составила 4,6 (из 10 возможных). Половые различия в структуре патологии статистически не значимы (p=0,154). По результатам опроса, 61% пациентов принимают все назначенные медикаменты. 17% не помнят, какие лекарственные препараты (ЛП) рекомендованы врачом, и получают терапию под контролем родственников, 15% подтвердили, что не следуют врачебным рекомендациям. 21% опрошенных, придя в аптеку, последуют рекомендации фармацевта, а не врача (по причине отсутствия прописанного ЛП в аптеке или высокой его цены).

ПТ выше у больных с высшим образованием (p<0,05). Различия по полу при этом статистически не значимы (p=0,176), однако среди мужчин достоверно чаще встречаются пациенты, которые не знают, какая терапия предписана врачом, и полагаются на близких (p=0,045). ПТ выше у пациентов, осведомленных о рисках (59% опрошенных), которые несет их заболевание (p=0,012). 80% опрошенных отметили, что пол врача для них не важен, однако и женщины, и мужчины чаще готовы довериться противоположному полу. 74% скорее обратятся к врачу средних (36-59) лет.

Для 19% имеет значение национальность медицинского работника. Средняя оценка больными врача составила 3,9 по 5-балльной шкале. Комплаенс был достоверно выше у пациентов, оценивших врача на 4-5 (p<0,001), а также у больных, с которыми лечащий врач "советовался" при выборе плана лечения (p=0,009), и у пациентов, убежденных, что терапия способна вылечить/взять под контроль их заболевание (p<0,001). При этом 53% опрошенных отметили, что врач не рассказывал им о возможных нежелательных лекарственных реакциях и особенностях взаимодействия медикаментов друг с другом и с определенными продуктами питания.

Заключение

Таким образом, именно врачебный фактор имеет ведущее значение в повышении ПТ. Залог высокого комплаенса - предоставление пациенту максимально полной информации о прогнозе, исходе заболевания; ожидаемых результатах терапии, а также активное вовлечение в лечебный процесс. Все вышеперечисленное наиболее полно реализуется в рамках коллегиальной модели взаимоотношений врач-пациент.

Научные руководители

Аметов Александр Сергеевич (Alexander S. Ametov) - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Е-mail: alexander.ametov@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-7936-7619

Доскина Елена Валерьевна (Elena V. Doskina) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Российская Федерация

E-mail: Evd-evd2008@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-0940-3469

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»