Оценка влияния массы тела матери на течение беременности и исходы родов крупным плодом

Резюме

Цель исследования - ​охарактеризовать клинический портрет женщин, родивших крупных детей, а также оценить влияние массы тела матери на особенности течения беременности и исходы родов крупным плодом.

Материал и методы. Проведен анализ 107 историй болезни за 2021 г. пациенток роддома № 8 г. Москвы, родивших детей с массой тела ≥4000 г. Обследованных разделили на 2 группы: 64 (59,81%) женщины с индексом массы тела (ИМТ) <25 кг/м2 (1-я группа) и 43 (40,19%) женщины с ИМТ ≥25 кг/м2 (2-я группа). Был проведен сравнительный анализ обеих групп по возрасту, антропометрии до беременности и перед родоразрешением, пельвиометрии, наличию сопутствующих заболеваний, фетометрии перед родами, массе тела новорожденного, а также по частоте осложнений в родах. Статистический анализ проводили с использованием Microsoft Office Excel 2019, программ Statistica 10 (StatSoft.Inc).

Результаты. Выявлена однородность групп по возрасту, сроку беременности на момент родоразрешения, общей прибавке массы тела, фетометрии плода, а также по массе тела новорожденного: 4200,0 [4075,0; 4325,0] г против 4170,0 [4090,0; 4330,0] г (р>0,05). Самостоятельные роды зарегистрированы в 1-й группе у 78,13% женщин, а во 2-й - ​у 65,12%. Гестационный сахарный диабет (ГСД) почти в 2 раза чаще регистрировали у женщин во 2-й группе (30,23% случаев) по сравнению с 1-й группой (17,19% случаев). Частота осложнений в родах в 1,5 раза выше у пациенток с ИМТ ≥25 кг/м2 (60,47%), чем при ИМТ <25 кг/м2 (39,06%) (p<0,05). В обеих группах выявлена сильная корреляционная зависимость между массой тела матери до беременности и перед родоразрешением. Во 2-й группе значимая корреляция наблюдалась между ИМТ до беременности и перед родоразрешением (r>0,75; p<0,05); в 1-й группе значимая зависимость обнаружена между массой тела до беременности и возрастом женщины, окружностью живота, ИМТ до беременности и после родоразрешения, а также общей прибавкой массы тела (r>0,25; p<0,05).

Заключение. Таким образом, несмотря на однородность групп женщин с разным исходным ИМТ, более высокие риски осложненного течения родов крупным плодом и развития ГСД выявлены в группе с более высоким ИМТ. При этом других значимых предикторов макросомии и ее рисков не определено, что требует проведения дополнительных исследовательских работ в этом направлении. Более тщательная прегравидарная подготовка необходима в группе пациенток с избыточной массой тела и ожирением, что может изменить метаболическое программирование плода во время беременности.

Ключевые слова:ожирение; беременность; макросомия; гестационный сахарный диабет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Казанкина А.С., Ушанова Ф.О. Оценка влияния массы тела матери на течение беременности и исходы родов крупным плодом // Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 12, № 3. C. 20-25. DOI: https://doi.org/10.33029/2304-9529-2023-12-3-20-25

Ожирение считается одним из наиболее распространенных заболеваний у женщин репродуктивного возраста, а во время беременности имеет краткосрочные и долгосрочные неблагоприятные последствия как для матери, так и для ребенка. При этом, несмотря на постоянную модернизацию антенатального наблюдения и родовспоможения, число беременных с данным диагнозом достигает 15,5-26,9% и постоянно прогрессирует, в связи с чем актуальность этой проблемы приобретает большую значимость [1]. Ожирение, как и избыточная масса тела, ассоциировано с бесплодием, а на ранних сроках беременности может привести к самопроизвольному выкидышу или к врожденным аномалиям плода. В последние годы также наблюдается тенденция к увеличению числа новорожденных, имеющих массу тела >4000 г - ​до 20% случаев, а также сохраняется высокий риск осложнений в родах, перинатальных потерь и травм новорожденных [2]. Ожирение также стало одним из главных факторов риска развития нарушений углеводного обмена у беременных. При этом исследования последних десятилетий продемонстрировали, что гипергликемия во время беременности связана с развитием гестационных осложнений, включая макросомию, а также с увеличением риска развития сахарного диа­бета 2-го типа (СД2) у матери, ожирения и СД2 у ребенка в будущем [3-5].

Одним из значимых предикторов развития макросомии считается избыточная исходная масса тела матери, а также чрезмерная общая прибавка массы тела в период беременности.

Учитывая, что ожирение стало одной из ведущих проблем репродуктивного возраста, включая беременных, цель настоящего исследования - ​формирование клинического портрета женщин, родивших крупных детей, а также оценка влияния материнской массы тела на течение беременности и краткосрочные исходы родов крупным плодом, что подтвердит важность проведения дополнительных исследований и составления рекомендаций по ведению данной группы пациенток на этапе прегравидарной подготовки.

Материал и методы

Проведен ретроспективный анализ всех историй болезни за 2021 г. пациенток роддома № 8 г. Москвы, родивших детей с массой тела ≥4000 г. Обследованных разделили на 2 группы в зависимости от индекса массы тела (ИМТ): у 64 (59,81%) из 107 женщин выявлен нормальный ИМТ <25 кг/м2 (1-я группа), у 43 (40,19%) - ​избыточная масса тела и ожирение - ​ИМТ ≥25 кг/м2 (2-я группа). Проанализированы возраст, антропометрические данные до беременности и перед родоразрешением, результаты пельвиометрии, акушерский анамнез, сопутствующие заболевания, показатели фетометрии перед родами, масса тела новорожденного, а также частота осложнений в родах. Систематизацию исходной информации и полученных результатов осуществляли в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2019. Статистический анализ проводили с использованием программ Statistica 10 (StatSoft.Inc).

Результаты

В результате исследования установлено, что за 2021 г. в указанном ранее роддоме родились 107 младенцев, имеющих массу тела при рождении >4000 г. Выполнен анализ клинико-лабораторного портрета женщин, у которых родились крупные дети, а также определены особенности в зависимости от ИМТ матери до наступления беременности. Проведена сравнительная характеристика динамики массы тела в данных группах (табл. 1-4). Статистически значимая разница отмечена в группах по массе тела, ИМТ до беременности и перед родами (табл. 1).

При сравнительном анализе выявлена однородность групп по сроку беременности на момент родоразрешения, общей прибавке массы тела, массе тела новорожденного (табл. 2), а также по данным фетометрии плода (табл. 3).

Самостоятельные роды в 1-й группе были у 50 (78,13%) из 64 женщин, а во 2-й - ​всего у 28 (65,12%) из 43 женщин (р>0,05), при этом в обеих группах не выявлен анатомически узкий таз (табл. 4), а разница в окружности живота была значимой: в 1-й группе - ​101,00 [100,00; 106,00] см, а во 2-й - ​110,00 [103,00; 113,00] см (p=0,000001).

Рождение крупного плода в анамнезе встречалось в 2 раза чаще во 2-й группе (р>0,05), гестационный сахарный диабет (ГСД) почти в 2 раза чаще регистрировали у женщин во 2-й (р>0,05), встречаемость других заболеваний была сопоставимой в обеих группах. Частота осложнений в родах была в 1,5 раза выше у пациенток с ИМТ ≥25 кг/м2 (p<0,05) (см. рисунок).

Необходимо отметить, что в обеих группах выявлена сильная корреляционная зависимость по критерию Спирмена между массой тела матери до беременности и перед родоразрешением (r>0,75, p<0,05), между окружностью головы плода и ее лобно-затылочным размером (r>0,75, p<0,05). Во 2-й группе значимая корреляция наблюдалась между ИМТ до беременности и перед родоразрешением (r>0,75, p<0,05); в 1-й группе значимая зависимость была обнаружена между массой тела до беременности и возрастом женщин, окружностью живота, ИМТ до беременности и после родоразрешения, а также с общей прибавкой массы тела (r>0,25, p<0,05). Обнаружено, что в 1-й группе увеличение окружности живота плода было ассоциировано с увеличением окружности живота матери (r>0,25, p<0,05), но не выявлено во 2-й группе.

Обсуждение

Общество акушеров-гинекологов определило рекомендуемую общую прибавку массы тела во время беременности: при нормальной массе тела - ​от 11,5 до 16 кг, при избыточной массе тела - ​до 11 кг, при наличии ожирения - ​до 9 кг [6]. По результатам проведенного нами исследования данный показатель был сопоставим в обеих группах, что говорит о превышении целевой прибавки массы тела во 2-й группе и соответственно увеличении кратко- и долгосрочных рисков для матери и ребенка в группе с исходно высоким ИМТ. У обследуемых пациенток с избыточной массой тела и ожирением частота осложнений в родах была в 1,5 раза выше, чем у пациенток с нормальным ИМТ. По данным ретроспективного исследования, метаанализа, у беременных с избыточной массой тела по сравнению с беременными с нормальной массой тела в 1,5-2 раза возрастает частота сопутствующих заболеваний, в связи с чем повышается риск патологического течения беременности, родов и послеродового периода, увеличивается частота рождения детей с врожденными аномалиями, а также наступление перинатальной смертности [7, 10]. В ходе проведенного исследования было выявлено, что ГСД встречался на 13% чаще при наличии ожирения, и это увеличивает риски осложнений в виде развития СД2 в будущем. Кроме того, было выявлено, что, несмотря на относительно молодой возраст, женщины с ГСД становятся более уязвимыми в отношении развития серьезных сердечно-сосудистых событий в период от нескольких лет до нескольких десятилетий после родов [8].

В ходе проспективного исследования было доказано, что ожирение во время беременности было ассоциировано с уменьшением толщины коры головного мозга новорожденного в лобной области, в дальнейшем способным привести к когнитивным нарушениям [9]. По результатам нашего исследования, количество самостоятельно родоразрешившихся женщин на 13% больше в группе с нормальным ИМТ, что говорит о снижении риска осложнений в родах в данной группе. Также об этом говорит корреляционная зависимость, выявленная в 1-й группе, между массой тела матери до беременности и перед родоразрешением, между массой тела до беременности и возрастом женщин, окружностью живота, ИМТ до беременности и после родоразрешения, а также с общей прибавкой массы тела, в отличие от 2-й группы, что подтверждает необходимость проведения более тщательной прегравидарной подготовки у женщин с избыточной массой тела, ожирением, и работы с беременными, имеющими ожирение. Описательное и ретроспективное исследование, проведенное в Испании в течение 11 лет среди 800 женщин, показало, что при наличии ГСД и интенсивного контроля, выполнения рекомендаций по питанию и физической нагрузке, у пациенток данной группы была более низкая распространенность макросомии, меньше осложнений со стороны плода и матери, в отличие от контрольной группы пациенток без ГСД [11]. Хотя не существует единого механизма, ответственного за неблагоприятные исходы, связанные с ожирением матери, выявлено, что у новорожденных от таких матерей отмечается избыточное накопление жировой ткани, что увеличивает риск развития детского ожирения [12].

Заключение

Таким образом, несмотря на достаточную однородность групп женщин с разным исходным ИМТ, более высокие риски осложненного течения родов крупным плодом и возникновения ГСД наблюдались в группе обследованных с более высоким ИМТ. При этом других значимых предикторов макросомии и ее рисков не выявлено, что требует проведения дополнительных исследовательских работ в этом направлении. Несмотря на выявленные краткосрочные осложнения у женщин с избыточной массой тела, ожирение не считается противопоказанием к беременности. Раннее вмешательство в образ жизни женщин репродуктивного возраста с данным заболеванием может изменить внутриутробную среду и принести долгосрочную пользу как матери, так и ребенку. При прегравидарной подготовке женщине необходимо тщательное обследование, включающее наблюдение не только акушера-гинеколога, но и эндокринолога, диетолога. Необходим постоянный контроль массы тела, уровня артериального давления, а также определение наличия углеводных и липидных нарушений. Также обязательным для женщины будет соблюдение принципов рационального питания и режима физических нагрузок, что может значительно снизить риск возникновения осложнений у матери и плода.

Литература

1. Комшилова К.А., Дзгоева Ф.Х. Беременность и ожирение // Ожирение и метаболизм. 2009. № 4. С. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/beremennost-i-ozhirenie

2. Рыжкова Д.С., Ершова Т.А., Фадеева Е.И. Крупный плод. Тактика ведения беременности и родов при макросомии // Молодой ученый. 2022. № 33 (428). С. 44-45. URL: https://moluch.ru/archive/428/94490/

3. Rayanagoudar G., Hashi A.A., Zamora J., Khan K.S., Hitman G.A., Thangaratinam S. Quantification of the type 2 diabetes risk in women with gestational diabetes: a systematic review and meta-analysis of 95,750 women // Diabetologia. 2016. Vol. 59, N 7. P. 1403-1411. DOI: https://doi.org/10.1007/s00125-016-3927-2

4. Lowe W.L. Jr, Scholtens D.M., Kuang A., Linder B., Lawrence J.M., Lebenthal Y. et al.; HAPO Follow-up Study Cooperative Research Group. Hyperglycemia and Adverse Pregnancy Outcome Follow-up Study (HAPO FUS). Maternal gestational diabetes mellitus and childhood glucose metabolism // Diabetes Care. 2019. Vol. 42, N 3. P. 372-380. DOI: https://doi.org/10.2337/dc18-1646

5. Wei Q., Sun Z., Yang Y., Yu H., Ding H., Wang S. Effect of a CGMS and SMBG on maternal and neonatal outcomes in gestational diabetes mellitus: a randomized controlled trial // Sci. Rep. 2016. Vol. 27, N 6. Article ID 19920. DOI: https://doi.org/10.1038/srep19920

6. Клинические рекомендации. Нормальная беременность МКБ-10: Z32.1, Z33, Z34.0, Z34.8, Z35.0-Z35.9. Возрастная группа: взрослые/дети. ID: 288. 2020. Профессиональные ассоциации: Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ).

7. Denison F., Price J. Maternal obesity, length of gestation, risk of postdates pregnancy and spontaneous onset of labour at term // BJOG. 2008. Vol. 115. P. 720-725.

8. Retnakaran R. Hyperglycemia in pregnancy and its implications for a woman’s future risk of cardiovascular disease // Diabetes Res. Clin. Pract. 2018. Vol. 145. P. 193-199. DOI: https://doi.org/10.1016/j.diabres.2018.04.008

9. Na X., Phelan N.E., Tadros M.R., Wu Z., Andres A., Badger T.M. et al. Maternal obesity during pregnancy is associated with lower cortical thickness in the neonate brain // AJNR Am.J. Neuroradiol. 2021. Vol. 42, N 12. P. 2238-2244. DOI: https://doi.org/10.3174/ajnr.A7316 Epub 2021 Oct 7. PMID: 34620592; PMCID: PMC 8805761.

10. Goldstein R.F., Abell S.K., Ranasinha S., Misso M., Boyle J.A., Black M.H. et al. Association of gestational weight gain with maternal and infant outcomes: a systematic review and meta-analysis // JAMA. 2017. Vol. 317, N 21. P. 2207-2225. DOI: https://doi.org/10.1001/jama.2017.3635 PMID: 28586887; PMCID: PMC 5815056.

11. Violante-Ortíz R., Fernández-Ordóñez N.L., Requena-Rivera C.A., Mojarro-Bazán S.S., Alemán-Cabrera T. Desenlaces materno-fetales en mujeres con diabetes gestacional en un programa de control intensivo [Maternal-fetal outcomes in women with gestational diabetes in an intensive control program] // Rev. Med. Inst. Mex. Seguro Soc. 2023. Vol. 61, N 1. P. 61-67. PMID: 36542519. (in Spanish)

12. Catalano P.M., Shankar K. Obesity and pregnancy: mechanisms of short term and long term adverse consequences for mother and child // BMJ. 2017. Vol. 356. P. j1. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.j1 PMID: 28179267; PMCID: PMC 6888512.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»