Коррекция липотоксичности ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2 типа в лечении пациентов с сахарным диабетом 2 типа
РезюмеДисфункция жирового обмена, в том числе нарушение синтеза и выработки адипокинов, ожирение и т. д. ведут к развитию инсулинорезистентности и сахарного диабета 2-го типа.
Целью данного исследования была оценка эффективности терапии ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа в коррекции нарушений как углеводного, так и жирового обменов у пациентов с декомпенсированным сахарным диабетом 2-го типа.
Ключевые слова:адипокины; дапаглифлозин; ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2; жировая ткань; метаболически нездоровое ожирение
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Гоголева С.П. Коррекция липотоксичности ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2 типа в лечении пациентов с сахарным диабетом 2 типа // Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 12, № 3. C. 64-65.
DOI: https://doi.org/10.33029/2304-9529-2023-12-3-64-65
Если раньше основной парадигмой лечения сахарного диабета (СД) считалась компенсация углеводного обмена, современные алгоритмы рекомендуют достижение индивидуальных целевых значений гликемии. Также большое внимание уделяется кардио- и ренопротективным свойствам препаратов. Ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа (иНГЛТ2) имеют доказанную эффективность в снижении общей смертности пациентов до 32%, а также в снижении частоты возникновения основных сердечно-сосудистых событий на 11%. При этом иНГЛТ‑2 обладают умеренным влиянием на углеводный обмен. Вопрос, какие механизмы лежат в основе этих явлений, все еще мало изучен.
Цель данного исследования - оценка эффективности дапаглифлозина в коррекции липотоксичности.
Материал и методы
60 пациентов с подтвержденным диагнозом СД 2-го типа и повышенной массой тела или ожирением в течение 6 мес получали дапаглифлозин в дозировках 5 и 10 мг в дополнение к уже проводимой терапии. Динамику углеводного обмена оценивали путем измерения гликированного гемоглобина (HbA1c). Исследование динамики липидного обмена включало измерение уровней общего холестерина, липопротеинов низкой (ЛПНП) и высокой плотности (ЛПВП), триглицеридов, липопротеина (а), малой атерогенной субъединицы ЛПНП (sЛПНП). Для оценки состояния жирового обмена использовали измерение индекса массы тела (ИМТ), биоимпедансное сканирование состава тела и исследование уровней адипонектина, лептина, иризина, интерлейкина‑6 (ИЛ‑6) в крови.
Результаты
Было выявлено снижение уровня HbA1c в среднем на 0,6%. Также отмечено статистически значимое снижение уровней общего холестерина, триглицеридов и ЛПНП (p=0,001). Масса тела пациентов снизилась на 3,3±1,6 кг (p<0,05), жировая масса уменьшилась на 3,0±1,1 кг (p=0,001), что коррелировало с уменьшением уровня лептина на 0,7±3,5 нг/мл (p=0,073) и увеличением уровней адипонектина и иризина на 1,6±2,8 и 13,3±9,7 нг/мл соответственно (p<0,05 для обоих показателей).
Заключение
Дапаглифлозин способствовал на первый взгляд незначительному снижению уровня HbA1c, однако обращало на себя внимание улучшение показателей жирового обмена. Тенденция к снижению уровней лептина и ИЛ‑6, а также к повышению уровней иризина и адипонектина коррелирует с уменьшением площади висцерального жира и увеличением площади мышечной ткани, что предполагает возможность перехода метаболически нездорового в метаболически здоровое ожирение. Также обращает на себя внимание положительная динамика показателей липидного обмена. Механизмы в основе данных эффектов до сих пор остаются неизученными и требуют дальнейшего исследования.