Инсулинорезистентность при ранних нарушениях углеводного обмена. Ранняя коррекция

Резюме

Инсулинорезистентность (ИР) - это в первую очередь приобретенное состояние, связанное с избытком жировых отложений, хотя существуют и другие причины, в том числе генетические. Метаболический синдром многократно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, сахарного диабета 2-го типа (СД2), хронических обструктивных заболеваний легких, нейродегенеративных заболеваний, остеоартрита. ИР тесно связана с гиперинсулинемией и висцеральным ожирением. Как указывалось выше, ИР считается ведущим фактором в развитии предиабета и СД2. Считается, что ИР предшествует развитию СД2 на 10-15 лет. В связи с этим очень важно своевременно диагностировать ожирение и самые ранние нарушения углеводного обмена. Программа профилактики сахарного диабета (англ. Diabetes Prevention Program, DPP) продемонстрировала важную роль изменения образа жизни у пациентов с ранними нарушениями углеводного обмена - предиабетом. Таким образом, по сравнению с плацебо снижение риска развития СД2 на 58% было получено у 1079 пациентов. При проведении этого исследования 1073 участника получили фармакотерапию метформином, и риск развития СД2 снизился на 31%. Таким образом, фармакотерапия ранних нарушений углеводного обмена наряду с изменением образа жизни показана большинству пациентов с предиабетом. В Российской Федерации для лечения предиабета используются метформин, лираглутид 3,0 мг, Субетта. Препарат Субетта активирует инсулиновый рецептор, воздействуя на его β-субъединицы, конформационное состояние которых имеет значение для активации инсулинового рецептора. Вышеуказанный эффект можно рассматривать как один из ведущих механизмов коррекции ИР у этого препарата.

Ключевые слова:инсулинорезистентность; ожирение; ранние нарушения углеводного обмена; программа профилактики сахарного диабета; фармакотерапия; Субетта; коррекция инсулинорезистентности; пер­оральный глюкозотолерантный тест; достижение нормальных показателей глюкозы

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Все авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Для цитирования: Черникова Н.А., Григорьева М.А., Гайрабекова Л.А.-Х. Инсулинорезистентность при ранних нарушениях углеводного обмена. Ранняя коррекция // Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 13, № 1. C. 63-68. DOI: https://doi.org/10.33029/2304-9529-2024-13-1-63-68

Эксперты Американской диабетической ассоциации (англ. American Diabetes Association, ADA) дают следующее определение инсулинорезистентности (ИР): "это нарушение биологического ответа [молекулярно-генетического и метаболического (на метаболизм углеводов, жиров и белков)] на экзогенный и эндогенный инсулин, и изменение синтеза ДНК, процессов роста и дифференцировки клеток тканей организма, регуляции транскрипции генов" [1].

В практическом определении ИР в первую очередь, - приобретенное состояние, связанное с избытком жира в организме, хотя существуют и другие причины. Клиническое определение ИР не разработано, так как нет общепринятого теста на ИР. Клинически ИР распознается через метаболические последствия, связанные с ней, как при метаболическом синдроме [2]. Метаболический синдром многократно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, сахарного диабета 2-го типа (СД2), хронических обструктивных болезней легких, нейродегенеративных заболеваний, остеоартрита. ИР и метаболический синдром тесно связаны с гиперинсулинемией и висцеральным ожирением [3].

ИР характеризуется снижением чувствительности мышечной, печеночной и жировой ткани к действию инсулина, что, в свою очередь, приводит к снижению синтеза гликогена и активации гликогенолиза и глюконеогенеза. При ИР происходит нарушение пострецепторных и рецепторных механизмов передачи инсулинового сигнала.

Инсулиновый сигнал и ответные реакции на его проведение представляют собой непростой многоэтапный комплекс биохимических реакций, на каждом уровне которого может произойти сбой - снижение и мутация тирозинкиназной активности инсулинового рецептора, уменьшение и нарушение регуляции активности фосфоинозитид‑3-киназы, нарушение встраивания переносчика GLUT4 в мембраны клеток инсулинчувствительных тканей.

При ожирении ИР характеризуется уменьшением в адипоцитах индуцированного инсулином транспорта и метаболизма глюкозы.

Гиперплазия адипоцитов и увеличение их размеров при ожирении приводят к выраженным изменениям их секреторной активности - увеличению секреции провоспалительных цитокинов и свободных жирных кислот. Это приводит к развитию медленно прогрессирующего хронического воспаления, дисфункции эндотелия, оксидативного стресса, что увеличивает риск развития предиабета, СД2, гипертонической болезни и атеросклероза.

Взаимосвязь уровня адипонектина с развитием ИР представлена в многочисленных работах. В одних показана обратная связь между показателями индекса ИР HOMA-IR (англ. HOmeostasis Model Assessment of Insulin Resistance), индексом массы тела (ИМТ), уровнем адипонектина, окружностью талии, в других выявлен более низкий уровень адипонектина у пациентов с СД2 или нарушенной толерантностью к глюкозе. Очень важна роль лептина во влиянии на секрецию инсулина при ожирении и ИР. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что несоответствующая секреция адипокинов имеет выраженное влияние на прогрессирование ИР при ожирении. Многие исследования выявляют положительную корреляцию между степенью выраженности гиперлептинемии и ИР у пациентов с различным ИМТ [1].

Как было изложено выше, ИР - ведущий фактор в развитии предиабета и СД2. Считается, что ИР предшествует развитию СД2 на 10-15 лет. Развитие ИР обычно приводит к нарушению утилизации глюкозы в инсулинорезистентные ткани, особенно скелетные мышцы. Следовательно, при избыточном суточном калораже, который есть у пациентов с ожирением, для переноса глюкозы в эти ткани требуется больше инсулина. Полученная в результате гиперинсулинемия еще больше усиливает ИР [2]. Формируется порочный круг, который продолжается до тех пор, пока активность β-клеток поджелудочной железы больше не сможет адекватно удовлетворить потребность в инсулине, создаваемую ИР, что приводит к гипергликемии. При продолжающемся несоответствии между спросом на инсулин и выработкой инсулина гликемия повышается до уровня, соответствующего предиабету или СД2. Анаболический эффект инсулина уменьшается по мере того как ткани становятся более устойчивыми к инсулину, способствуя дальнейшему увеличению массы тела. Ожирение I степени увеличивает риск заболеть СД2 в 2 раза, ожирение II степени - в 5 раз, ожирение III степени - более чем в 10 раз. ИР на фоне гипертрофии и дисфункции жировых клеток - основа ассоциации ожирения и нарушений углеводного обмена. Известно, что ожирение различной степени выявляют у 80% пациентов с СД2 и более [4].

На сегодняшний день для диагностики ИР существует около 10 различных методов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Выделяют прямые и непрямые методы оценки ИР.

На территории РФ наиболее часто используется индекс HOMA-IR, разработанный в 1985 г. Рассчитывается он следующим образом: уровень инсулина натощак (мкЕд/л)×уровень глюкозы плазмы крови натощак (ммоль/л)/22,5. Индекс HOMA-IR более 2,7 свидетельствует о наличии инсулинорезистентности.

Следующие два способа оценки ИР основаны на показателях липидного спектра. Первый - это соотношение уровня триглицеридов (мг/дл) и уровня холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП; мг/дл). ИР подтверждается при полученном уровне 3,5 и более. Второй способ основан также на показателях липидного профиля и уровня глюкозы и называется метаболическим индексом. Формула метаболического индекса выглядит следующим образом: уровень триглицеридов (ммоль/л)×глюкоза (ммоль/л)/холестерин ЛПВП (ммоль/л). ИР выявляется при уровне метаболического индекса 7,0 и более.

Данные математические модели применимы и используются в практике, но имеют высокую вариабельность.

"Золотым стандартом" диагностики ИР считается эугликемический гиперинсулинемический клэмп-тест - прямой информативный метод диагностики, обладающий высоким уровнем специфичности и чувствительности. Увеличение концентрации инсулина в крови достигается при помощи инфузии инсулина со скоростью 1 МЕ/мин на 1 кг массы тела и одновременном внутривенном введении глюкозы для поддержания уровня гликемии 5,5 ммоль/л. Чем больше выражена ИР, тем меньше понадобится глюкозы. Данный метод сложно выполним в повседневной клинической практике, так как связан с необходимостью инфузии экзогенного инсулина, поэтому косвенные методы оценки ИР с использованием специальных расчетных индексов, основанных на соотношении инсулина и глюкозы как натощак, так и через 2 ч после нагрузки при проведении перорального глюкозотолерантного теста, нашли более широкое применение в клинической практике.

ИР - фундаментальная основа развития экзогенно-конституционального ожирения и нарушений углеводного обмена. Очень важно своевременно выявить ИР и найти способы ее коррекции. Здесь необходимо не пропустить и вовремя диа­гностировать эти заболевания на самых ранних этапах. Для постановки диагноза ожирения оценивается ИМТ, окружность талии. При ИМТ более 30 кг/м2 ставится диагноз: "ожирение". При окружности талии более 80 см у женщин и 94 см у мужчин диагноз - "висцеральное ожирение". Для выявления нарушений углеводного обмена необходимо определение глюкозы в плазме крови натощак, проведение стандартного перорального глюкозотолерантного теста с 75 г глюкозы, определение гликированного гемоглобина (НbА1с) [5]. Решающую роль при установке диагноза, например при однократном повышении глюкозы плазмы натощак и/или уровня HbА1с, играет пер­оральный глюкозотолерантный тест. Врачам-клиницистам очень важно знать правила проведения данного теста. Пероральный глюкозотолерантный тест проводится утром на фоне не менее чем 3-дневного эугликемического (неограниченного) питания (более 150 г углеводов в сутки) и обычной физической активности. Пациенту до анализа нельзя есть 8-14 ч (можно пить воду). Забор крови осуществляется натощак и через 2 ч после нагрузки 75 г глюкозы. Пероральный глюкозотолерантный тест не проводится на фоне острого заболевания, на фоне кратковременного приема препаратов, повышающих уровень гликемии (глюкокортикоиды, тиреоидные гормоны, тиазиды, β-адреноблокаторы и др.). В табл. 1 представлены критерии диагностики нарушений углеводного обмена [6].

После выявления того или иного типа нарушения углеводного обмена возникает вопрос о его коррекции. Изменение образа жизни [7] (соблюдение принципов сбалансированного питания и выполнение рекомендаций по физической активности) служит одним из способов коррекции ранних нарушений углеводного обмена, таких как нарушенная толерантность к глюкозе и/или нарушение гликемии натощак. В программе профилактики сахарного диабета (англ. Diabetes Prevention Program, DPP) была продемонстрирована важная роль изменения образа жизни у пациентов с ранними нарушениями углеводного обмена - предиабетом. Так, по сравнению с плацебо было получено снижение на 58% риска развития СД2 у 1079 пациентов из группы изменения образа жизни. Другая группа - 1073 участника этого исследования получали фармакотерапию метформином по 850 мг 2 раза в сутки, и риск развития СД2 снизился на 31% [8]. На основе данного и других исследований были разработаны рекомендации по ведению пациентов с ранними нарушениями углеводного обмена, в основе которых лежат:

· изменение образа жизни с ограничением суточного калоража, физические нагрузки не менее 150 мин в неделю и снижение массы тела на 5-7%;

· достижение основных целевых показателей метаболического синдрома (глюкозы, артериального давления, липидов);

· медикаментозное лечение как дополнение к диете и физическим нагрузкам пациентам, не достигающим поставленных целей на изменении образа жизни (метформин, метформин лонг) [5].

Таким образом, фармакотерапия ранних нарушений углеводного обмена вместе с изменением образа жизни показана большинству пациентов с предиабетом. В Российской Федерации для лечения предиабета используются метформин, лираглутид 3,0 мг, Субетта (табл. 2).

Субетта - препарат, появившийся на отечественном фармацевтическом рынке в 2010 г. [9]. Это комбинированный лекарственный препарат, разработанный на основе градуальной технологии с применением антител к эндотелиальной NO синтазе (анти-eNOS) и к С-концевому фрагменту бета-субъединицы рецептора инсулина (анти-βIR) [10]. Основа молекулярных механизмов действия препарата - воздействие на фосфорилирование внутриклеточных доменов β-субъединиц инсулинового рецептора, что приводит к увеличению чувствительности соматических клеток к инсулину и улучшению инсулинозависимого метаболизма глюкозы, корректируя ИР. Кроме этого, доказано, что Субетта повышает продукцию адипонектина - гормона, контролирующего энергетический гомеостаз и играющего важную роль при ожирении и ИР [11].

Было показано, что в отсутствие инсулина Cубетта активирует инсулин-индуцированную продукцию адипонектина зрелыми адипоцитами человека. Тогда появилась гипотеза, что указанный препарат может активировать инсулиновый рецептор. С целью ее обоснования была исследована возможность препарата Субетта активировать инсулиновый рецептор в зрелых адипоцитах человека при недостатке или наличии инсулина. Выяснилось, что препарат Субетта существенно увеличивал соотношение фосфорилированных форм β-субъединицы инсулинового рецептора к общему количеству β-субъединиц (как в присутствии, так и в отсутствие инсулина) [11]. Таким образом, результаты подтверждают, что препарат способен активировать инсулиновый рецептор посредством влияния на его β-субъединицы, конформационное состояние которых значимо для активации инсулинового рецептора. Вышеуказанное воздействие можно рассматривать как один из ведущих механизмов коррекции ИР у этого препарата.

Механизм сахароснижающего действия препарата Субетта представлен на рисунке.

Результаты многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного клинического исследования для анализа клинической эффективности 12-недельной терапии препаратом Субетта показали, что уровень глюкозы через 2 ч после нагрузки в группе препарата Субетта снизился на 2,05±2,11 ммоль/л по сравнению с 0,56±2,55 ммоль/л в группе плацебо через 12 нед. Разница между двумя группами составила 1,49±2,33 ммоль/л (р<0,0001). Через 12 нед у 65,2% пациентов уровень глюкозы в плазме крови через 2 ч был <7,8 ммоль/л, что соответствует нормальным показателям. HbA1c имел тенденцию к снижению. Число нежелательных явлений не различалось в обеих группах.

Таким образом, применение препарата Субетта у пациентов с нарушенной толерантностью к глюкозе позволяет снизить риск развития сахарного диабета на 65,2% [12].

Заслуживает внимания сравнение сахароснижающего действия росиглитазона и препарата Субетта на модели стрептозотоцинового СД у крыс. В течение 50 дней внутрижелудочное введение препарата в дозе 5 мл/кг снижало уровень гликемии, глюкозурии и кетонурии, а также увеличивало выживаемость животных. По эффективности препарат Субетта был сопоставим с росиглитазоном [1, 5]. Проведенные научные исследования, а также уникальный механизм действия препарата Субетта доказывают целесообразность применения препарата как у пациентов с СД, включая впервые выявленный СД2, в качестве комплексного лечения, так и у пациентов с ранними нарушениями углеводного обмена, такими как нарушенная толерантность к глюкозе.

Литература

1. Study of hypoglycemic activity of subetta and rosiglitazone on the model of streptozotocin-induced diabetes mellitus in rats. 2012 May. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22808493/

2. Hyperinsulinemia: an Early Indicator of Metabolic Dysfunction. 2019 Sep. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/pmc6735759/

3. Petersen M.C., Shulman G.I. Mechanisms of insulin action and insulin resistance // Physiol. Rev. 2018. Vol. 98, N 4. P. 2133-2223. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/pmc6170977/

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации "Сахарный диабет 2 типа у взрослых". 2022.

5. Metformin. The Gold Standard. A Scientific Handbook / eds C.J. Bailey, J.W. Campbell, J.C.N. Chan. Wiley, 2007. 272 p. URL: https://research.aston.ac.uk/en/publications/metformin-the-gold-standard-a-scientific-handbook

6. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. 11-й вып. / под ред. И.И Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. Москва, 2023.

7. Аметов А.С. Камынина Л.П., Черникова Н.А., Джусоева М.А. Роль и место рационального питания в оптимизации управления сахарным диабетом 2 типа // Медицинский совет. 2016. № 3. С. 106-111.

8. Quinn C.E., Hamilton P.K., Lockhart C.J., McVeigh G.E. Thiazolidinediones: effects on insulin resistance and the cardiovascular system // Br. J. Pharmacol. 2008. Vol. 153, N 4. P. 636-645.

9. Воробьев С.В., Петровская Е.Ю., Кузьменко Н.А., Хрипун И.А. Новый препарат в комплексной терапии сахарного диабета пострегистрационный опыт применения у пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа // Медицинский совет. 2018. № 16. С. 86-92. DOI: https://doi.org/10.21518/2079-701X-2018-16-86-92

10. https://pharmacopoeia.regmed.ru/pharmacopoeia/izdanie-15/1/1-9/biologicheskie-lekarstvennye-preparaty-poluchennye-na-osnove-gradualnoy-tekhnologii/

11. Gorbunov E.А., Nicoll J., Kachaeva E.V., Tarasov S.А., Epstein О.I. Subetta increases phosphorylation of insulin receptor β-subunit alone and in the presence of insulin // Nutr. & Diabetes. 2015. Vol. 5, N 7. P. e169. DOI: https://doi.org/10.1038/nutd.2015.20

12. Mkrtumyan A., Ametov A., Demidova T., Volkova A. et al. A new approach to overcome insulin resistance in patients with impaired glucose tolerance: The results of a multicenter, double-blind, placebo-controlled, randomized clinical trial of efficacy and safety of Subetta // J. Clin. Med. 2022. Vol. 11, N 5. P. 1390. DOI: https://doi.org/10.3390/jcm11051390

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»