"Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы". В эпидемиологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, отмечается некоторый рост распространенности различных форм зоба, тиреотоксикоза, синдрома йодной недостаточности и тиреотоксикоза [5-9]. Доказан вклад как гипер-, так и гипотиреоза в патогенез развития остеопороза.
Принимая во внимание роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе таких эндокринных заболеваний, как остеопороз и болезни щитовидной железы [5, 6, 8, 10-12]. Позднее была сформирована дополнительная программа с расширенным названием: "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений". В табл. 1 представлены основные параметры четырех образовательных программ.
С 2018 по 2022 г. на данных циклах были обучены 424 врача. В табл. 2 представлена общая характеристика врачей-курсантов, прошедших обучение по программам ДПО: "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом в амбулаторной практике", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом и коморбидной патологией", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы" и "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений".
Среди обучившихся преобладали женщины-врачи от 35 до 54 лет (n=389, или 66%), работающие в амбулаторном звене московского здравоохранения.
Интересная тенденция наблюдается с 2021 г. - уравнивание количества врачей амбулаторного и стационарного профиля по месту работы (табл. 3), что свидетельствует о росте интереса к проблемам остеопороза и заболеваниям щитовидной железы у различных специалистов.
Спад образовательной активности в 2018 и 2020 гг. обусловлен стартом образовательных программ (в первом случае) и пандемией (во втором). С 2021 г. отмечается рост числа врачей, заинтересованных в повышении знаний и квалификации в проблемах остеопороза и заболеваниях щитовидной железы.
Также важно отметить стремление к обучению врачей-организаторов - главных врачей, заведующих отделениями и других, количество которых составляет от 14 до 16% годового числа обучаемых. Также важно отметить, что данные специалисты совмещают административную деятельность с ведением пациентов.
Принимая во внимание, что пациенты с проблемами неосложненного остеопороза и заболеваний щитовидной железы (исключение - рак щитовидной железы, большой объем органа и др.) наблюдаются специалистами терапевтического профиля, однако интерес к тематике остеопороза и патологий щитовидной железы, но в меньшей степени проявляют и врачи хирургического профиля - хирурги и травматологи. При анализе направлений медицинской специализации врачей можно выделить врачей-эндокринологов (46%), наиболее часто посещающих циклы (суммарно по всем 4 циклам) (рис. 1). Также важно отметить возрастающий интерес к проблеме остеопороза со стороны среднего медицинского персонала - фельдшеров и медицинских сестер с высшим медицинским образованием (несмотря на аккредитацию программ для специалистов с высшим медицинским образованием) (см. рис. 1).
Неравномерной считается и образовательная активность врачей (рис. 2). Так, наименьшее количество обучающихся посещали циклы в январе (4%), марте (8%), мае (7%), ноябре (8%) и декабре (8%). В начале года и в мае низкая посещаемость может быть обусловлена длительными новогодними каникулами, тогда как низкие показатели в конце года обусловлены, по всей видимости, выполнением индивидуального плана набора баллов непрерывного медицинского образования для прохождения аккредитации. Наибольшая активность в зачислении на образовательные циклы наблюдается в феврале (15%), сентябре (12%) и октябре (18%).
Важным аспектом оценки качества и эффективности обучения стало увеличение количества правильных ответов при динамическом тестировании - до прохождения обучения и после. На рис. 3 представлены обобщенные данные прогресса в знаниях у прошедших обучение на циклах "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом в амбулаторной практике", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом и коморбидной патологией", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы" и "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений".
Важно отметить, что наиболее восприимчивы к полученным знаниям врачи в возрасте до 30 лет, в остальных возрастных категориях не выявлено статистически значимых различий (рис. 4). Итоговое тестирование считалось пройденным при правильных ответах на 80% вопросов и более. Не прошедшим тестирование предлагалось решение ситуационной задачи. Важно отметить, что 100% врачей справились с практико-ориентированным решением задачи из реальной практики.
К сожалению, результаты тестирования на начальном этапе продемонстрировали достаточно низкий уровень знаний, ответили на 80 баллов и более лишь 13-20% человек. Логичен факт более высокого уровня знаний у людей в возрасте от 45 лет, что обусловлено врачебным опытом тестируемых. При анализе результатов тестирования, статистически значимых различий в общем исходном уровне знаний среди врачей амбулаторного и стационарного звеньев не выявлено. Однако исходя из результатов итогового тестового контроля стационарные врачи более восприимчивы к полученным знаниям и лучше отвечали на поставленные вопросы (97% человек правильно ответили на 80 вопросов и более) (рис. 5).
Заключение
Не вызывает сомнений целесообразность проведения 18-часовых циклов с углубленным изучением одной нозологической патологии в рамках дополнительного профессионального образования. Это подтверждается увеличением правильных ответов при итоговом тестировании. Интерес к проблемам остеопороза и заболеваний щитовидной железы в клинической практике, а также к ассоциированной с данными патологиями теме "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений" неуклонно возрастает у врачей различных специальностей как терапевтического, так и хирургического профиля. Таким образом, проведение занятий для междисциплинарной аудитории крайне важно для практикующего врача с целью получения знаний, обмена опытом и формирования единой тактики и подхода в ведении пациентов, особенно коморбидных.
На основании проведенного исследования можно сформировать портрет врача, повышающего свою квалификацию на цикле дополнительного профессионального обучения: женщина в возрасте от 45 до 54 лет, работающая в амбулаторном звене московского здравоохранения, предпочитающая обучение в феврале, сентябре или октябре учебного года на цикле повышения квалификации длительностью 18 академических часов.
Концепция непрерывного обучения в рамках совершенствования профессиональных компетенций эффективнее всего осуществляется посредством роста качества и постоянной актуализации содержания предлагаемых образовательных программ и реализации их высокопрофессиональными преподавателями [13-15]. Это тем более важно в подготовке врачей различных медицинских специальностей на циклах повышения квалификации при лечении заболеваний, требующих междисциплинарного подхода (например, остеопороза).
Литература
1. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1985. 496 с.
2. Верткин А.Л., Наумов А.В. Остеопороз. Руководство для практических врачей. Москва : Эксмо, 2015.
3. Травматология: национальное руководство / под ред. Котельников Г.П., С.П. Миронова. Москва : ГЭОТАР-Медицина, 2008.
4. Белая Ж.Е., Белова К.Ю., Бирюкова Е.В. и др. Федеральные клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике остеопороза // Остеопороз и остеопатии. 2021. Т. 24, № 2. С. 4-47.
5. Pearce E.N., Andersson M., Zimmermann M.B. Global iodine nutrition: Where do we stand in 2013? // Thyroid. 2013. Vol. 23, N 5. P. 523-528. DOI: https://doi.org/10.1089/thy.2013.0128
6. Мельниченко Г.А., Трошина Е.А., Платонова Н.М. и др. Йододефицитные заболевания щитовидной железы в Российской Федерации: современное состояние проблемы. Аналитический обзор публикаций и данных официальной государственной статистики (Росстат) // Consilium medicum. 2019. Т. 21. № 4. С. 14-20. DOI: https://doi.org/10.26442/20751753.2019.4.190337
7. Khattak R.M., Ittermann T., Nauck M. et al. Monitoring the prevalence of thyroid disorders in the adult population of Northeast Germany // Popul. Health Metr. 2016. Vol. 14. P. 39. DOI: https://doi.org/10.1186/s12963-016-0111-3
8. Платонова Н.М. Йодный дефицит: современное состояние проблемы // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2015. Т. 11. № 1. C. 12-21. DOI: https://doi.org/10.14341/ket2015112-21
9. Трошина Е.А., Платонова Н.М., Панфилова Е.А. Динамика эпидемиологических показателей тиреоидной патологии у населения Российской федерации: аналитический отчет за период 2009-2018 гг. // Проблемы эндокринологии. 2021. Т. 67, № 2. С. 10-19.
10. Шварц Г.Я. Фармакотерапия остеопороза. Москва : Медицинское информационное агентство, 2002. 368 с.
11. Шварц Г.Я. Витамин D и D-гормон. Москва : Анахарсис, 2005. 152 с.
12. Волков М.М., Каюков И.Г., Смирнов А.В. Фосфорно-кальциевый обмен и его регуляция // Нефрология. 2010. Т. 10 № 1. С. 91-103.
13. Ильина Е.С., Богова О.Т., Савельева М.И. и др. Результаты аудита лекарственных назначений у пациентов старческого возраста с падением в условиях стационара после обучения врачей принципам рациональной фармакотерапии // Фармакология & Фармакотерапия. 2023. № 4. С. 20-25. DOI: https://doi.org/10.46393/27132129_2023_4_20
14. Марцевич С.Ю., Дроздова Л.Ю., Воронина В.П. Здоровье и образование врача: две составляющих успеха // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2010. № 7 (1). С. 73-76.
15. Лобыкина Е.Н., Шаповалова Н.А. Повышение эффективности обучения медицинских работников по различным аспектам здорового образа жизни (на примере цикла повышения квалификации "Организация школ здоровья для пациентов с алиментарно-зависимыми заболеваниями") // Педагогика профессионального медицинского образования: научно-методический электронный журнал. 2023. Вып. 4. https://www.profmedobr.ru/articles/povyshenie-effektivnosti-obucheniya-mediczinskih-rabotnikov-po-razlichnym-aspektam-zdorovogo-obraza-zhizni-na-primere-czikla-povysheniya-kvalifikaczii-organizacziya-shkol-zdorovya-dlya-paczien/