Эффективность и целесообразность углубленного изучения одной нозологической патологии в рамках дополнительного профессионального образования

Резюме

Повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования играет важную роль. Обучение на циклах длительностью 18 академических часов, посвященных одной нозологической патологии, крайне важно и вызывает повышенный интерес у врачей как амбулаторного, так и стационарного звена московского здравоохранения. Образовательные модули, посвященные таким проблемам, как остеопороз, заболевания щитовидной железы и ассоциированные с ними темы грамотного назначения витаминов, микро- и макронутриентов, с одной стороны, недостаточно проработаны практикующими врачами (что доказано низким процентом правильных ответов при предварительном тестировании), с другой - отмечен неуклонный рост числа пациентов с верифицированными заболеваниями костной ткани и щитовидной железы.

Крайне важно формировать правильный и удобный учебный план образовательных циклов для врачей. На основании проведенного исследования можно сформировать портрет врача, повышающего свою квалификацию на цикле дополнительного профессионального обучения: женщина в возрасте от 45 до 54 лет, работающая в амбулаторном звене московского здравоохранения, предпочитающая обучение в феврале, сентябре или октябре учебного года на цикле повышения квалификации длительностью 18 академических часов.

Ключевые слова: обучение; дополнительное профессиональное образование; остеопороз; заболевания щитовидной железы

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Доскина Е.В., Аметов А.С., Логвинов Ю.И., Шабунин А.В., Ильина Е.С., Свиридова С.А. Эффективность и целесообразность углубленного изучения одной нозологической патологии в рамках дополнительного профессионального образования // Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 13, № 3. C. 52-60. DOI: https://doi.org/10.33029/2304-9529-2024-13-3-52-60

Важную роль в современных условиях здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования. Она повышает социальный престиж специалистов с высшим медицинским образованием как в самой отрасли, так и в обществе в целом. В российском здравоохранении как ни в какой другой отрасли система последипломного образования не только сохранилась как таковая, она работает по-прежнему четко, организованно и качественно. Происходящие социально-экономические и общемировые политические преобразования постоянно выдвигают новые требования к кадровой политике в здравоохранении. Однако еще в середине XIX в. выдающийся отечественный хирург Н.И. Пирогов писал, что жизнь требует всестороннего развития человеческих способностей, а это возможно только в том случае, если желание "учиться, образовываться ... сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу" [1]. Таким образом, система повышения квалификации должна быть интересной (для формирования и поддержания заинтересованности), полезной (для своевременного внедрения в практику) и динамичной (учитывать современные достижения медицинской науки). Помимо фундаментальных знаний, необходимо разрабатывать как новые подходы к организации и методическому обеспечению системы последипломной подготовки специалистов здравоохранения, так и новые направления в тематическом усовершенствовании врачей различных специальностей.

Цель - изучить целесообразность и эффективность углубленного изучения одной нозологической патологии (на примере остеопороза и заболеваний щитовидной железы) в рамках образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО).

Материал и методы

Созданы программы ДПО по нозологиям "остеопороз" и "заболевания щитовидной железы". В исследование рандомизированы все врачи, прошедшие усовершенствование по разработанным программам - 424 человека, ведущие лечебную деятельность в Москве. Исследование проводили с 2018 по 2022 г.

Сбор данных, их последующая коррекция, систематизация исходной информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel (2016). Статистическую обработку результатов проводили средствами языка Python 3.11. Количественные показатели оценивали на предмет соответствия нормальному распределению, для этого использовали критерий Шапиро-Уилка. Проверка на нормальность распределения показала, что данные в исследовании не имеют нормального распределения. В связи с этим в дальнейшем проводили расчеты методами непараметрической статистики. Результаты качественных признаков выражены в абсолютных числах с указанием долей (в %). Номинальные данные в группах сравнивали при помощи критерия χ2 Пирсона. В случаях, когда число ожидаемых наблюдений в любой из ячеек четырехпольной таблицы было менее 10, для оценки уровня значимости различий использовали точный критерий Фишера.

Исследование одобрено локальным этическим комитетом 19.10.2021, научной проблемной комиссией 21.10.2021 и Ученым советом ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России от 30.11.2021.

Результаты и обсуждение

Для реализации поставленной цели в Учебно-аккредитационном центре - Медицинском симуляционном центре ГБУЗ ММНКЦ им. С.П. Боткина ДЗМ соблюдены следующие требования:

требования федеральных законов:

- от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

приказа Минобрнауки России от 01.06.2013 № 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

приказов Минздрава России:

- от 03.08.2012 № 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях";

- от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием на направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”";

- от 12.11.2012 № 899н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "эндокринология".

Кроме того, использовались профессиональные стандарты, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, реализующиеся в системе непрерывного профессионального развития, авторские программы объемом 18 академических часов:

"Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом в амбулаторной практике". С проблемой остеопороза и связанных с ним переломов сталкиваются врачи разных специальностей. Традиционно остеопороз рассматривается как возраст-ассоциированное состояние. Так, согласно статистике, в России среди людей 50 лет и старше остеопороз встречается у 34% женщин и 27% мужчин, остеопения - у 43 и 44% соответственно [2-4]. Однако следует учитывать, что коморбидность составляет 20-30% среди всего населения и 55-98% у людей пожилого и старческого возраста (Marengoni A., 2011). Число хронических заболеваний колеблется от 2,8 у больных в возрасте от 18 до 44 лет и до 6,4 у пациентов старше 65 лет (Fortin M., 2005).

"Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом и коморбидной патологией". С возрастом в геометрической прогрессии увеличивается частота сочетанных заболеваний - с 10% у людей до 19 лет и до 80% у пациентов пожилого и старческого возраста (Valderas J.M., 2009). Порой трудно оценить вклад в патогенез той или иной патологии у мультикоморбидного пациента, с одной стороны. С другой, каждое заболевание вносит свои ограничения или дополнения в план управления остеопорозом либо профилактики данной патологии.

"Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы". В эпидемиологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, отмечается некоторый рост распространенности различных форм зоба, тиреотоксикоза, синдрома йодной недостаточности и тиреотоксикоза [5-9]. Доказан вклад как гипер-, так и гипотиреоза в патогенез развития остеопороза.

Принимая во внимание роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе таких эндокринных заболеваний, как остеопороз и болезни щитовидной железы [5, 6, 8, 10-12]. Позднее была сформирована дополнительная программа с расширенным названием: "Роль витаминов, макро- и мик­роэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений". В табл. 1 представлены основные параметры четырех образовательных программ.

С 2018 по 2022 г. на данных циклах были обучены 424 врача. В табл. 2 представлена общая характеристика врачей-курсантов, прошедших обучение по программам ДПО: "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом в амбулаторной практике", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом и коморбидной патологией", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы" и "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений".

Среди обучившихся преобладали женщины-врачи от 35 до 54 лет (n=389, или 66%), работающие в амбулаторном звене московского здравоохранения.

Интересная тенденция наблюдается с 2021 г. - уравнивание количества врачей амбулаторного и стационарного профиля по месту работы (табл. 3), что свидетельствует о росте интереса к проблемам остеопороза и заболеваниям щитовидной железы у различных специалистов.

Спад образовательной активности в 2018 и 2020 гг. обусловлен стартом образовательных программ (в первом случае) и пандемией (во втором). С 2021 г. отмечается рост числа врачей, заинтересованных в повышении знаний и квалификации в проблемах остеопороза и заболеваниях щитовидной железы.

Также важно отметить стремление к обучению врачей-организаторов - главных врачей, заведующих отделениями и других, количество которых составляет от 14 до 16% годового числа обучаемых. Также важно отметить, что данные специалисты совмещают административную деятельность с ведением пациентов.

Принимая во внимание, что пациенты с проблемами не­осложненного остеопороза и заболеваний щитовидной железы (исключение - рак щитовидной железы, большой объем органа и др.) наблюдаются специалистами терапевтического профиля, однако интерес к тематике остеопороза и патологий щитовидной железы, но в меньшей степени проявляют и врачи хирургического профиля - хирурги и травматологи. При анализе направлений медицинской специализации врачей можно выделить врачей-эндокринологов (46%), наиболее часто посещающих циклы (суммарно по всем 4 циклам) (рис. 1). Также важно отметить возрастающий интерес к проблеме остеопороза со стороны среднего медицинского персонала - фельдшеров и медицинских сестер с высшим медицинским образованием (несмотря на аккредитацию программ для специалистов с высшим медицинским образованием) (см. рис. 1).

Неравномерной считается и образовательная активность врачей (рис. 2). Так, наименьшее количество обучающихся посещали циклы в январе (4%), марте (8%), мае (7%), ноябре (8%) и декабре (8%). В начале года и в мае низкая посещаемость может быть обусловлена длительными новогодними каникулами, тогда как низкие показатели в конце года обусловлены, по всей видимости, выполнением индивидуального плана набора баллов непрерывного медицинского образования для прохождения аккредитации. Наибольшая активность в зачислении на образовательные циклы наблюдается в феврале (15%), сентябре (12%) и октябре (18%).

Важным аспектом оценки качества и эффективности обучения стало увеличение количества правильных ответов при динамическом тестировании - до прохождения обучения и после. На рис. 3 представлены обобщенные данные прогресса в знаниях у прошедших обучение на циклах "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом в амбулаторной практике", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациента с остеопорозом и коморбидной патологией", "Мультидисциплинарный подход в ведении пациентов с заболеваниями щитовидной железы" и "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений".

Важно отметить, что наиболее восприимчивы к полученным знаниям врачи в возрасте до 30 лет, в остальных возрастных категориях не выявлено статистически значимых различий (рис. 4). Итоговое тестирование считалось пройденным при правильных ответах на 80% вопросов и более. Не прошедшим тестирование предлагалось решение ситуационной задачи. Важно отметить, что 100% врачей справились с практико-ориентированным решением задачи из реальной практики.

К сожалению, результаты тестирования на начальном этапе продемонстрировали достаточно низкий уровень знаний, ответили на 80 баллов и более лишь 13-20% человек. Логичен факт более высокого уровня знаний у людей в возрасте от 45 лет, что обусловлено врачебным опытом тестируемых. При анализе результатов тестирования, статистически значимых различий в общем исходном уровне знаний среди врачей амбулаторного и стационарного звеньев не выявлено. Однако исходя из результатов итогового тестового контроля стационарные врачи более восприимчивы к полученным знаниям и лучше отвечали на поставленные вопросы (97% человек правильно ответили на 80 вопросов и более) (рис. 5).

Заключение

Не вызывает сомнений целесообразность проведения 18-часовых циклов с углубленным изучением одной нозологической патологии в рамках дополнительного профессионального образования. Это подтверждается увеличением правильных ответов при итоговом тестировании. Интерес к проблемам остеопороза и заболеваний щитовидной железы в клинической практике, а также к ассоциированной с данными патологиями теме "Роль витаминов, макро- и микроэлементов в патогенезе эндокринных заболеваний. Пути коррекции нарушений" неуклонно возрастает у врачей различных специальностей как терапевтического, так и хирургического профиля. Таким образом, проведение занятий для междисциплинарной аудитории крайне важно для практикующего врача с целью получения знаний, обмена опытом и формирования единой тактики и подхода в ведении пациентов, особенно коморбидных.

На основании проведенного исследования можно сформировать портрет врача, повышающего свою квалификацию на цикле дополнительного профессионального обучения: женщина в возрасте от 45 до 54 лет, работающая в амбулаторном звене московского здравоохранения, предпочитающая обучение в феврале, сентябре или октябре учебного года на цикле повышения квалификации длительностью 18 академических часов.

Концепция непрерывного обучения в рамках совершенствования профессиональных компетенций эффективнее всего осуществляется посредством роста качества и постоянной актуализации содержания предлагаемых образовательных программ и реализации их высокопрофессиональными преподавателями [13-15]. Это тем более важно в подготовке врачей различных медицинских специальностей на циклах повышения квалификации при лечении заболеваний, требующих междисциплинарного подхода (например, остеопороза).

Литература

1. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1985. 496 с.

2. Верткин А.Л., Наумов А.В. Остеопороз. Руководство для практических врачей. Москва : Эксмо, 2015.

3. Травматология: национальное руководство / под ред. Котельников Г.П., С.П. Миронова. Москва : ГЭОТАР-Медицина, 2008.

4. Белая Ж.Е., Белова К.Ю., Бирюкова Е.В. и др. Федеральные клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике остеопороза // Остеопороз и остеопатии. 2021. Т. 24, № 2. С. 4-47.

5. Pearce E.N., Andersson M., Zimmermann M.B. Global iodine nutrition: Where do we stand in 2013? // Thyroid. 2013. Vol. 23, N 5. P. 523-528. DOI: https://doi.org/10.1089/thy.2013.0128

6. Мельниченко Г.А., Трошина Е.А., Платонова Н.М. и др. Йододефицитные заболевания щитовидной железы в Российской Федерации: современное состояние проблемы. Аналитический обзор публикаций и данных официальной государственной статистики (Росстат) // Consilium medicum. 2019. Т. 21. № 4. С. 14-20. DOI: https://doi.org/10.26442/20751753.2019.4.190337

7. Khattak R.M., Ittermann T., Nauck M. et al. Monitoring the prevalence of thyroid disorders in the adult population of Northeast Germany // Popul. Health Metr. 2016. Vol. 14. P. 39. DOI: https://doi.org/10.1186/s12963-016-0111-3

8. Платонова Н.М. Йодный дефицит: современное состояние проблемы // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2015. Т. 11. № 1. C. 12-21. DOI: https://doi.org/10.14341/ket2015112-21

9. Трошина Е.А., Платонова Н.М., Панфилова Е.А. Динамика эпидемиологических показателей тиреоидной патологии у населения Российской федерации: аналитический отчет за период 2009-2018 гг. // Проблемы эндокринологии. 2021. Т. 67, № 2. С. 10-19.

10. Шварц Г.Я. Фармакотерапия остеопороза. Москва : Медицинское информационное агентство, 2002. 368 с.

11. Шварц Г.Я. Витамин D и D-гормон. Москва : Анахарсис, 2005. 152 с.

12. Волков М.М., Каюков И.Г., Смирнов А.В. Фосфорно-кальциевый обмен и его регуляция // Нефрология. 2010. Т. 10 № 1. С. 91-103.

13. Ильина Е.С., Богова О.Т., Савельева М.И. и др. Результаты аудита лекарственных назначений у пациентов старческого возраста с падением в условиях стационара после обучения врачей принципам рациональной фармакотерапии // Фармакология & Фармакотерапия. 2023. № 4. С. 20-25. DOI: https://doi.org/10.46393/27132129_2023_4_20

14. Марцевич С.Ю., Дроздова Л.Ю., Воронина В.П. Здоровье и образование врача: две составляющих успеха // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2010. № 7 (1). С. 73-76.

15. Лобыкина Е.Н., Шаповалова Н.А. Повышение эффективности обучения медицинских работников по различным аспектам здорового образа жизни (на примере цикла повышения квалификации "Организация школ здоровья для пациентов с алиментарно-зависимыми заболеваниями") // Педагогика профессионального медицинского образования: научно-методический электронный журнал. 2023. Вып. 4. https://www.profmedobr.ru/articles/povyshenie-effektivnosti-obucheniya-mediczinskih-rabotnikov-po-razlichnym-aspektam-zdorovogo-obraza-zhizni-na-primere-czikla-povysheniya-kvalifikaczii-organizacziya-shkol-zdorovya-dlya-paczien/

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»